Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп» (психолого-педагогическая программа)


Проект завершен в 2014 году и стал итогом длительной апробации форм и методов работы по развитию речевого общения у дошкольников логопедических групп дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность и новизна

Актуальность данной программы обусловлена тревожными тенденциями увеличения числа детей с нарушениями речевого развития и усложнения общей картины речевой патологии, в структуру которой входит и нарушенное общение. Программа удовлетворяет потребность практиков расширить возможности коррекционной работы за счет психолого-психотерапевтического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями и его семьи, где важное место будут занимать формы и методы развития речевого общения и разрешения личностных трудностей детей, связанных с их общением (тревожность, застенчивость, агрессивность и пр.). Работа по программе предполагает активное сотрудничество с родителями детей как полноправными субъектами коррекционного процесса.

Цель проекта: создание коррекционно-образовательной программы для педагогов-психологов и учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Задачи проекта:

  1. Разработать структуру программы, этапы и направления ее реализации, описать формы и методы работы с детьми и родителями.
  2. Повысить эффективность и результативность логопсихологической помощи детям, страдающим речевыми нарушениями.

Этапы проекта:

1-й этап:

  • проанализировать особенности речевого общения детей 4-7 лет, имеющих речевые нарушения (заикание и общее недоразвитие речи), и их родителей, а также профессиональные потребности специалистов, работающих с данной категорией детей;
  • обобщить собственный опыт работы с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой – Н.Л. Карповой.

2-й этап: разработать цикл занятий психологического, логопедического и психотерапевтического модуля.

3-й этап: апробировать программу развития речевого общения у дошкольников логопедических групп, провести анализ полученных результатов, подготовить программу к публикации.

Описание проекта:

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи), посещающие логопедические группы;
  • родители и родственники детей с речевыми нарушениями;
  • специалисты (психологи, логопеды педагоги), работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, и их родителями.

Цель программы: развитие полноценного речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи и коррекция трудностей межличностного взаимодействия.

Задачи программы:

  1. Создать психологические условия для развития речевого общения у дошкольников в совместном со взрослыми диалогическом пространстве, осуществлять коррекцию личностных трудностей детей в общении.
  2. Способствовать формированию у детей психологических и диалогических умений, владению вербальными и невербальными средствами общения, вызывать состояние коммуникативного успеха в различных ситуациях общения.
  3. Обеспечить участие родителей в коррекционном процессе, содействовать гармонизации детско-родительских отношений.
  4. Организовать психологическое просвещение всех специалистов, работающих с детьми логопедических групп, для полноценного междисциплинарного взаимодействия с родителями и детьми.

Программа выступает как эффективная модель психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами в речевом общении. Механизмом реализации цели и задач программы выступает система семейной групповой логопсихотерапии как средство социально-личностного и коммуникативно-речевого развития детей и взрослых.

Программа рассчитана на 1-2 года, имеет модульную структуру и организуется в различных формах в соответствии с основными блоками: «Работа с детьми», «Работа с родителями» и «Работа с детьми и родителями».

Логопсихологический модуль (ответственный за реализацию учитель-логопед). Структура логопедического модуля настоящей программы выстроена с учетом психологических особенностей детей с заиканием и общим недоразвитием речи и предполагает использование логопсихотерапевтических технологий. В модуль включены разделы:

  1. Создание психофизиологической базы.
  2. Обучение полному стилю произношения.
  3. Сказкотерапия (проживание сказок по выбору).
  4. Публичные выступления: организация сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии для заикающихся детей и мотивационно-установочное занятие для детей с общим недоразвитием речи.
  5. Развивающий диалог.

Психологический модуль (ответственный за реализацию педагог-психолог) реализует задачи формирования у каждого ребенка образ Я через игровое поле взаимодействия с детьми и взрослыми; развития диалогических умений, владения речевыми и неречевыми средствами; расширения представлений об эмоциях и чувствах и развития способности понимать свои эмоциональные состояния и состояния партнера по общению. Структура психологического модуля включает разделы:

  1. Я и мои помощники (тело, речь, органы чувств).
  2. Мир эмоций.
  3. Азбука общения: знакомство с правилами конструктивного общения.
  4. Отработка речевых стратегий.

Психотерапевтический модуль (ответственный за реализацию педагог-психолог) раскрывает работу с родителями. Содержание модуля:

  1. Организация динамической психотерапевтической диагностики: использование библиотерапии в особой связке с психологическими тестами, сбор дополнительной информации о ребёнке со стороны родителей.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей и педагогов в форме психотерапевтических бесед, групповых и индивидуальных консультаций.
  3. Организация психолого-педагогического обучения взрослых в форме тренинга личностно-направленного взаимодействия, практикума навыков речевого общения с детьми. Предполагает использование методов групповой дискуссии, арт-терапевтических и релаксационных техник.

В программе разработан диагностический инструментарий для выявления уровня речевого общения методом экспертных оценок по критериям:

  • активность и легкость в общении,
  • устойчивость новых речевых навыков,
  • понимание эмоциональных состояний партнеров по общению и своих собственных,
  • снижение тревожности.

Выделены качественные результаты проведенной работы:

  • полное или частичное преодоление речевых нарушений в зависимости от структуры дефекта;
  • совершенствование коммуникативно-речевых навыков и коррекция затруднений в общении;
  • формирование позитивных психических состояний у детей, включая состояния коммуникативного успеха и коммуникативного удовольствия.

Выводы на основе реализации проекта:

Программа разработана и успешно реализуется в дошкольном образовательном учреждении.

Программа стала лауреатом VI Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», организованного Федерацией психологов образования России в 2014 году, и по результатам конкурса получила гриф «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях» (г. Сочи, 2014 г.).


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su