Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«2-я Международная научно-практическая конференция “Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире”» (27-28 февраля 2014 года, Пенза)


2-я Международная научно-практическая конференция «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире» состоялась в Пензенском государственном университете 27-28 февраля 2014 года. В фокусе обсуждения конференции оказался широкий спектр проблем, связанных с адаптацией мигрантов: от проблем адаптации детей-мигрантов в школе и вузе, этнопсихологических проблем адаптации мигрантов на постсоветском пространстве и методологических проблем социально-психологической адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности до проблем, связанных с изучением социально-психологических и психолого-педагогических аспектов билингвизма.

Н.Р. Маликова (Москва) охарактеризовала глубину проникновения культуры принимающего сообщества в жизнь иммигрантов, отметив, зависимость данного феномена не только от ресурсов культурного капитала, но и от уровня межэтнического взаимодействия, частоты межкультурных контактов. Именно по показателям масштабности и глубине проникновения, межкультурные контакты иммигрантов имеют разные типы последствий, определяющих стратегии социально-культурной адаптации: культурная ассимиляция, аккультурация, межкультурная кооперация, этнокультурный изоляционизм, межкультурная интеграция. Ключевым в условиях глобализации становится понятие не только скорости, но и адекватности культурно-информационного обмена.

В докладе Р.М. Шамионова (Саратов) был развит тезис о том, что субъективное благополучие личности в условиях миграции опосредовано рядом важных факторов, главными из которых являются характеристики принимающего сообщества, включая настроенность на принятие мигрантов с их социально-психологическими и культурными характеристиками, стратегии аккультурации, включая такие переменные как позитивность отношения к группе большинства и своим прежним культурным связям и отношениям, отношениями к миграции и ожиданиям будущих трудностей и знаний о культурной специфичности принимающего сообщества.

В выступлении О.Е. Хухлаева (Москва) были рассмотрены перспективы внедрения инклюзивного подхода в интеграции мигрантов, основная цель которого заключается в донесении до учащихся реальности одновременного существования в глобальном образовательном пространстве множества равноценных нарративов, где педагог не пытается «применить» специфические знания инокультурного ученика, а наоборот, пробует показать всему классу возможности иной точки зрения на казалось бы «очевидные» задачи.

В докладе Е.Ю. Чеботаревой (Москва) были представлены результаты исследования адаптационного процесса у иностранных студентов в России. Установлено, что конструктивные стратегии адаптации (как общей, так и межкультурной) приводят к вполне благоприятным последствиям. Стратегия поиска социальной поддержки, связана с показателями адаптации. Однако, обратные связи готовности к адаптации с трудностями, не достигают уровня значимости. Стратегия избегания проблем обратно связана с конформностью и ностальгией. Видимо, такие результаты могут быть объяснены вытеснением любой тревожной информации из сознания студентов, предпочитающих данную стратегию, нежеланием их осознавать происходящие процессы.

В своем выступлении В.В. Константинов (Пенза) представил результаты исследования социально-психологической адаптации иностранных студентов в Пензенском государственном университете, при планировании которого было высказано предположение о существовании возможности использования технологии групповой работы в целях преодоления проявлений культурного шока и оптимизации процесса социально-психологической адаптации иностранных студентов.

Доклад А.С. Копового (Балашов) был посвящен роли образовательных учреждений в трансформации отношения коренного населения к мигрантам. Работа образовательных учреждений по воспитанию толерантности должна быть комплексной и включать в данный процесс всех субъектов образовательной деятельности.

Особое внимание в сообщении М.В. Вершининой (Пенза) было уделено роли местных национально-культурных автономий, которую они играют в оптимизации процесса формирования этнической идентичности в подростковом возрасте. Данные организации могут оказывать существенную помощь в адаптации своих членов, в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве, сглаживать имеющиеся противоречия и негативные явления, присущие межэтническому взаимодействию.

В докладе Н.Д. Султановой (Набережные Челны) был сделан акцент на ресурсах психолого-акмеологического сопровождения адаптационного процесса мигрантов зрелого возраста.

В выступлении Т.Н. Смотровой (Балашов) и В.В. Гриценко (Смоленск) были рассмотрены теоретико-методические основания разработки программы эмпирического исследования социально-психологической адаптации семей трудовых мигрантов к условиям вынужденной разлуки.

В выступлении В.Ф. Кирдяшова (Саранск) были представлены результаты анализа деятельности в Республике Мордовия регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс». Работа этой и других общественных организаций налажена и координируется Министерством по национальной политике Республики Мордовия.

Доклад Р.В. Осина (Пенза) был посвящен анализу роли отечественных средств массовой информации в процессе адаптации мигрантов на территории России. Средства массовой информации формируют образы и типажи мигрантов, как иноземцев, посягающих на обыденную жизнь и рынок труда коренного населения. Отличающиеся от принимающего населения своей этнической принадлежностью, мигранты чаще всего предстают в образе врага. Подобного рода дискурс постепенно формирует мигрантофобию в массовом сознании.

В рамках конференции состоялись два телемоста с Кокшетауским университетом (Казахстан) и Университетом Тапере (Финляндия).

В работе конференции приняли участие ученые из Российской Федерации, Украины, Казахстана, Федеративной Республики Германии, Дании, Финляндии, Швеции, Соединенных Штатов Америки.

К началу работы конференции был подготовлен сборник «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции» / Отв. ред. В.В. Константинов – Москва: ПЕРО, 2014.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su