Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психология детской и подростковой субкультуры» (электронный учебник)


Автор:

Актуальность

Подростковый возраст — это период формирования личности, жёсткий отрезок человеческой жизни. Этот жизненный этап характеризуется тем, что подростку необходима возможность общения со сверстниками, группа сверстников для него не только модель будущей жизни, но и сама жизнь. Подростковая группа, играя важную роль в формировании личности отдельных ее членов, может стать главным регулятором поведения подростка.

Следовательно, в этот подростковый период времени, происходят самые важные внутренние, душевные изменения у ребят, когда требуется большое внимание к их поведению и не показывать свое безразличие к новым увлечениям подростка. Как правило, очень многие подростки самовыражаются. Они обращают на себя внимание окружающих за счет своего внешнего вида. Подростки вступают в ту или иную субкультуру.

Субкультура — это то, что дает возможность выразить себя как «сильную», «независимую» личность; субкультура предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Поэтому, организовывая какое-либо движение, всегда учитывается специфика индивидуального и коллективного представления молодежи, то, на чем можно «сыграть», когда это будет необходимо. «Исходным пунктом служит положение о том, что любая деятельность, исполняемая человеком требует существования у него представлений — репрезентаций, ориентируясь на которые он — сознательно или нет — планирует свое поведение».

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в обосновании и осуществлении анализа феномена субкультуры в современном обществе, среди детей и подростков. Ее основные составляющие заключаются в следующем:

  • сформулирован и обоснован подход к проблеме субкультур, теоретические основы и методы изучения молодежных субкультур.
  • доказана необходимость изучения субкультуры как в детском возрасте, так и среди подростков и молодежи сквозь призму социальной коммуникации как особой формы общностей
  • описаны и систематизированы виды субкультур, констатирующие событийный характер субкультур, их идеология, атрибутика, имидж, музыка.

Работа расширяет границы знаний о феномене современных субкультур, что может способствовать не только прояснению его сути, но и демонстрирует актуальное состояние общества в целом и позволяет прояснить онтологию культурного процесса в границах наличной социальности. Все презентации, научные видеоролики и единственный музей субкультур в России дают возможность более четко и ясно понять тот или иной вид субкультуры. Изученный материал может лечь в основу дальнейшего изучения проблематики субкультур, а выработанный подход практически универсален и применим к исследованию различных аспектов социальной жизни.

Некоторые выводы способны стать важным элементом современных образовательных процессов, поскольку знакомство с концептуальными особенностями субкультуры, например, в рамках специальных курсов позволит не только ознакомиться с проблемами культурного многообразия, но и содержит глубокие воспитательные возможности, которые могут способствовать формированию ряда ключевых компетенций: субкультуры выражают высокую социальную активность, ответственность за локальную среду, в которой они находят себя и демонстрируют реализацию деятельностного потенциала, простраивая коммуникацию без внешней мотивации, следовательно, видятся образцом «работы» человека на своем месте. Кроме того, применение позитивного опыта субкультур по обмену, усвоению и адаптации инокультурных техник может быть положено в основу методик по формированию навыков культурного взаимодействия и повышения лояльности к представителям других культур уже на ранних этапах образовательного процесса.

Сегодня актуально работать с электронным учебником, поскольку помимо изложенного лекционного и практического материала, прилагается и наглядное пособие в виде презентаций по каждому виду субкультуры, и краткие видеоматериалы, где дается информация самих представителей субкультуры, а также пояснения психологов и рекомендации родителям и педагогам детей, которые состоят в субкультуре. Дополнительные сканированные учебники и сайт музея субкультур в России вдохновляет на хорошую проработку изучаемого материала.

Результаты и выводы

Подростковые субкультуры возникают как сообщество «отверженных», «иных», людей которые не могут или не хотят вписываться в установленные основной культурой нормативные рамки и паттерны поведения. Возникает она (как на групповом, так и на индивидуальном уровне) как фиксация и закрепление существующего отторжения. Субкультура как сообщество призвано социализировать «выпавших» из общества, лиминальных личностей. Если на начальных этапах субкультурной вовлеченности для человека важно закрепление этого отторжения, чувство защищенности, которое дает принадлежность к группе, то затем, обретя уверенность в себе, удовлетворив часть потребностей, на последующих этапах человек направлен на преодоление отторжения, на формирование собственной линии поведения и отношения к миру, удовлетворяющей и социальные запросы и его своеобразные индивидуальные притязания.

Таким образом, подростковая субкультура является уникальным агентом социализации в обществе, позволяющем реализоваться лиминальным и «отверженным» личностям. Для людей, не нашедших своего места в «большом» обществе субкультура предоставляет «нишу», возможность существовать в иной культурной форме, реализоваться в иной среде.

Проблема подростковых субкультур — широкая проблема, требующая всестороннего, междисциплинарного подхода и изучения на разных уровнях: от макро- до микросоциологического и социокультурного анализа. Изучение данного материала поможет решить одну из значимых проблем современного общества — проблему адекватного восприятия выбора и самоопределения подростков. А так же послужит ключом к раскрытию понимания новейших тенденций в области организации подростковых субкультур и пересмотра отношений к самому термину «подростковая субкультура» в пользу нового, самобытного, не изученного социального явления.

Стремление подростков проявлять себя в качестве творческой и социально активной группы является одним из ключевых факторов в развитии молодого поколения. Формы развития весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного периода, в котором подросток живет и развивается. Подростковая субкультура в этом контексте является одним из значимых этапов социализации молодого поколения. Она приобретает черты, ориентированные на будущее, в которых дети не только учатся у родителей, но и учат их, т.е. современная подростковая субкультура выступает не только как форма эпатажа и неформального поведения, но и как способ интеграции подростков в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.

В данном учебнике предлагаются теоретические и прикладные модели анализа современных молодежных субкультур, приведены описания актуальных для нашего общества их разновидностей. Рассматриваются теоретические основы изучения молодежных субкультур, методы изучения молодежных субкультур, применение субкультурного подхода в работе с молодежью, молодежные субкультуры современной России.

Книга предназначена студентам психолого-педагогического образования, магистрантам, аспирантам и всем, кто интересуется субкультурой.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su