Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Динамика когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза» (диссертация)


Актуальность
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, возрастной диапазон инвалидизации населения с каждым десятилетием расширяется, в данную категорию входят дети с отклонениями в развитии. Этому есть ряд причин: общественная дестабилизация и деструкция семей, снижение качества жизни, расширение контингента, употребляющего психоактивные вещества, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп, возросшее количество социальных болезней, которые в целом влияют на физическое и нравственное здоровье нации. Превентивные меры по отношению к категориям риска остаются на низком уровне, несмотря на модернизацию и усиленную работу здравоохранения, социальных и психологических служб и т.д. Это отражается в статистике: в современной России до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми и имеют низкий балл по шкале Апгар, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы, что подтверждает возросшее число детей со сложной структурой дефекта, комбинированными и тяжелыми нарушениями развития. В эту совокупность входят дети с нарушенным интеллектуальным генезом. Под нарушенным интеллектуальным развитием подразумевается ряд клинических и патохарактерологических изменений, разных по этиологии и патогенезу (умственная отсталость, деменция, пограничная интеллектуальная недостаточность и т.д.). В диссертационном исследовании рассмотрена категория детей с умственной отсталостью. Под умственной отсталостью понимается стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру, которое, в первую очередь, характеризуется нарушениями способностей, проявляющимися в период созревания и обеспечивающими общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. В отечественной и зарубежной литературе определение «умственно отсталый» основывается на качественном анализе патопсихологической структуры дефекта, который характеризуется, прежде всего, недостаточностью познавательной деятельности, несформированностью двигательных навыков и социальной дезадаптацией личности (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, И.Г. Еременко и др.). Частое сочетание таких неблагоприятных условий определило проблематику современных исследований: изучение развития учащихся с нормальным и нарушенным интеллектуальным генезом и разным социальным статусом, детерминированностью нарушения познавательной сферы с развитием личности, развитием психомоторики, социальной адаптации.

В современных исследованиях рассматриваются проблемы нарушенного интеллектуального генеза. Так, работы О.В. Боровика, Н.А. Кобзевой, О.И. Карпуниной, Н.Я. Семаго, Л.Ф. Фатиховой и других посвящены изучению общей характеристики и специфики процессов познания познавательной активности учащихся; в исследованиях Л.В. Смирновой, В.О. Скворцовой излагаются инновационные подходы к обучению и образовательные программы; С.Н. Афанасьев, В.А. Ванюшкин, Т.В. Синельникова, И.Ю. Жуковин, Г.Д. Сырыглар предлагают концепции развития и коррекции двигательной сферы умственно отсталых учащихся; Н.Л. Литош, А.А. Сахоненко, С.А. Ковалев совершенствуют двигательные способности и общую физическую подготовку умственно отсталых, применяя программы различной направленности; В.П. Гогольчева., И.А. Кузнецова, Л.В. Харченко, Л.А. Лазарева и другие изучали закономерности развития общей физической работоспособности школьников-олигофренов 8-16 лет. Когнитивно-интеллектуальная и когнитивно-моторная сферы и их взаимодействие рассмотрены не на всех показателях и возрастных периодах. Отсутствует четкая и прорисованная динамика когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития, что не дает целостной картины развития учащихся в условии нарушенного интеллектуального генеза. Во многих исследованиях зачастую упускается главная мысль современной психологической концепции целостного изучения человека как субъекта – это онтологическое основание для системности, интегративности всех психических качеств (А.В. Брушлинский, 1996).

С позиции этой концепции комплексный метод целостного изучения человека применяется Северо-Кавказской научной лабораторией психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи (В.П. Озеров, О.В. Соловьева и др) и направлен на изучение и планомерное комплексное поэтапное формирование познавательных и психомоторных действий в процессе целенаправленного психолого-педагогического эксперимента на разном контингенте: учащаяся молодежь (В.П. Озеров, О.В. Соловьева, Е.В. Бондаренко), курсанты образовательных учреждений МВД (Ф.П. Озеров), будущие психологи (Е.В. Шатилова, И.С. Сухорукова, Г.В. Строй), слабоуспевающие школьники (Е.А. Попрядухина), одаренные дети (Н.А. Медведева) и др.

Недостаточность комплексного обследования на выбранном контингенте, данных о динамике развития учащихся нарушенного интеллектуального генеза и противоречивость некоторых аспектов дает возможность сформулировать проблему следующим образом: какова динамика когнитивно-моторного и когнитивно-интеллектуального развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза на разных возрастных этапах?

Цель
На основе вышеизложенного определена цель исследования: выявление динамики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

Объектом исследованияявляются когнитивно-интеллектуальное и когнитивно-моторное развитие учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.
Предметом исследования является возрастная динамика когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

Гипотеза исследованияоснована на предположении о том, что когнитивно-интеллектуальная и когнитивно-моторная сферы взаимодействуют и взаимообуславливают развитие как нормального, так и нарушенного интеллектуального генеза. Динамика когнитивно-интеллектуального развития нарушенного интеллектуального генеза осуществляется через моторную сферу путем спонтанной двигательной активности и развития «фоновых» уровней движения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования планируются и находят разрешение следующие задачи:
1. Провести историографический анализ когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
2. Подобрать методы исследования когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.
3. Исследовать когнитивно-интеллектуальное и когнитивно-моторное развитие учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза с учетом гендерных дифференцировок.
4. Рассмотреть взаимодействие когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза с учетом гендерных дифференцировок.
5. Определить взаимообусловленность когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза.
6. Разработать практические рекомендации по организации коррекционно-развивающего процесса для психологов и педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

Для решения выдвигаемых задач использовался следующийкомплекс методов: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент; биографический метод; тестирование; метод беседы; метод наблюдения; методы первичной и вторичной математико-статистической обработки полученных данных.

Методологической основойисследования являются онтогенетический принцип (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сравнительный принцип, принцип целостного, системного подхода (В.И. Лубовский), системно-структурный подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), принцип динамического изучения детей (Л.С. Выготский), принцип качественно-количественного подхода, уровневая теория построения движений (Н.А. Бернштейн), совокупность диагностических и формирующих аспектов при изучении познавательных и психомоторных способностей (Б.М. Теплов, Б.Б. Коссов, В.П. Озеров).

Научная новизна исследованиязаключается в следующем:
В работе предложена комплексная система психодиагностических тестов, позволяющая обнаружить возрастные особенности и динамику когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития на модели классов общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида; изучена структура и особенности когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся общеобразовательной школы и учащихся специальной школы; выявлены особенности динамики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития нормального и нарушенного интеллектуального генеза с учетом гендерных дифференцировок, что повышает эффективность адекватной коррекции и индивидуально-психологического развития учащихся общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида и является главным влияющим фактором в гуманистической концепции образования; разработаны практические рекомендации, с помощью которых можно более рационально организовать процесс обучения, с учетом двигательных нагрузок и индивидуально-психологических особенностей развития в свете уровневой теории.

Теоретическая значимостьсостоит в том, что в результате проведенного диссертационного исследования подтверждены и дополнены сведения об общих и специфических закономерностях развития учащихся в норме и патологии в рамках научной концепции (Выготский Л.С., Лубовский В.И.); получены новые сведения в области психологии развития об особенностях когнитивно-интеллектуального, когнитивно-моторного развития с учетом гендерных особенностей учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза; представлен материал, способствующий повышению эффективности коррекции и индивидуально-психологического развития учащихся нарушенного интеллектуального генеза.

Практическое значениеисследования заключается в усовершенствовании системы психологических средств диагностики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нарушенного интеллектуального генеза школьников разного возраста; разработке практических рекомендаций, способствующих более успешному развитию способностей данной категории учащихся, а также выявленную динамику когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного генеза можно учитывать при организации образовательного, коррекционно-развивающего процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и выводов обеспечивается теоретико-методологическими позициями, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам; применением апробированных исследовательских процедур, приемов; репрезентативностью выборки, адекватным подбором и применением математико-статистических методов обработки данных. Использованы методы первичной и вторичной обработки полученных данных при помощи пакета прикладных компьютерных программ «Statistica 6.0».

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Использование комплексных методик диагностики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития позволяет изучить особенности учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза; отследить динамику их развития на каждом возрастном этапе и выявить интеллектуальные, психомоторные, личностные, возрастные и гендерные различия; определить пути и методы усовершенствования и развития когнитивно-интеллектуальной и когнитивно-моторной сфер.
2. Учащиеся с нормальным и нарушенным развитием интеллектуального генеза имеют существенные различия в динамике когнитивно-моторного и когнитивно-интеллектуального развития.
3. Динамика когнитивно-интеллектуального развития учащихся нарушенного интеллектуального генеза осуществляется через моторную сферу, за счет спонтанной двигательной активности (активизация «фоновых» уровней движения).
4. Выявленную в результате исследования динамику когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза можно учитывать при организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения данного исследования освещались на научно-методических советах кафедры практической психологии СГУ (2000-2005 гг.); на учебно-методических и педагогических советах специальной (коррекционной) школы VIII вида №33 г. Ставрополя; на научно-методических, межрегиональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях.

Экспериментальной базой исследования являются школа №14 и специальная (коррекционная) школа VIII вида №33 г. Ставрополя, студенты 1-2 курсов СФ МГЭИ. В выборочную совокупность для эвалуации данных вошло 277 человек в возрастном диапазоне от 9 до 18 лет. Всего за период эксперимента выполнено 27540 человекоизмерений.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с октября 2001 года по июнь 2005 года поэтапно: на подготовительном этапе психолого-педагогического эксперимента был применен биографический метод (знакомство с контингентом школы, изучение личных дел учащихся, посещение занятий с будущими участниками эксперимента, сбор характеристик классных руководителей и т.д.); микросоциальные условия (состав семьи, уровень образования родителей, характер сложившихся в ней отношений и др.). Был проведен подбор адекватных методик и создание бланков для испытуемых и классных руководителей, также были адаптированы инструкции к исследовательским процедурам для данного контингента испытуемых (2000-2002 учебный год).

На первом этапепсихолого-педагогического эксперимента была проведена констатирующая диагностика когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного генеза (2002-2003 учебный год).

На втором этапе  экспериментального исследования (2003-2004 учебный год) осуществлялся контрольный эксперимент для изучения когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного генеза на поперечном срезе, описаны методологические основания и конкретные исследовательские методы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.

На третьем этапепроводился дублирующий эксперимент, в котором идеи и гипотезы проверялись в иных условиях (летние каникулы), проводился сравнительный анализ материалов основного и дублирующего эксперимента (июнь-сентябрь 2004 г).

На четвертом этапеосуществлялась обработка и анализ материала методами математико-статистической обработки «Statistica 6.0», оформление рукописи и внедрение результатов исследования (октябрь-июнь 2005).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 318 источников, в том числе 12 на иностранном языке, 8 таблиц, 100 рисунков, приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, цель, задачи, объект, предмет, формулируется гипотеза. Представлены методологические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты изучения когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза» предложены концептуальные основы исследования, ретроспективный анализ проблемы и обоснование необходимости рассмотрения ее в свете теорий активности, с точки зрения структуры организации интеллекта, уровневой теории управления движениями и образовательного процесса, рассмотрены исследования показателей когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития.

Во второй главе «Методы и организация экспериментального исследования» раскрывается методология исследования, описываются характеристики методов и организация исследования, а также этапы его проведения.

В третьей главе «Экспериментальное исследование динамики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза» дано описание констатирующего и контрольного эксперимента, представлены результаты изучения показателей когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития, анализ и обсуждение результатов.

В выводах обобщаются полученные результаты, подтверждающие гипотезу и основные положения, выносимые на защиту.

В практических рекомендациях изложены основные положения, раскрывающие требования к организации исследования, образовательного процесса, рекомендовано развитие когнитивно-интеллектуальной сферы через когнитивно-моторную (двигательная активность) и использование данных комплексного исследования (индивидуальные профили, принцип амплификации).

В приложении представлены дополнительные материалы, конкретизирующие полученные результаты.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su