Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Феномен современного отцовства» (монография)


Токарева Ю.А., Носкова М.В., Свеженцева Е.А. Феномен современного отцовства / Психология детско-родительского взаимодействия отца с ребенком. – Екатеринбург: Урал.гос.мед.ун-т, 2014. – 294 с.

В монографии рассматриваются основные аспекты социально-психологического феномена отцовства в изменяющейся современной глобализации. С точки зрения актуальных направлений отечественной и зарубежной науки раскрываются: проблематика отношений отца к ребенку в неполной отцовской семье; психологические основания родительско-детских взаимоотношений отца к сыну и дочери в различные возрастные периоды. Представлены результаты социально-психологического и психолого-педагогического исследований родительско-детских отношений отца с ребенком. Выделена типология отцовства, структура и содержание феномена. Представлены технология и методы оптимизации детско-родительского взаимодействия отца с ребенком, программы повышения родительской эффективности.

Материалы предназначены для практических психологов, социальных работников, педагогов, студентов, аспирантов, специалистов здравоохранения, работающих с отцовскими семьями.

Содержание

Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты психологии современного отцовства  
1.1. Отцовство как психологический феномен 10
1.2. Отцовство как мотивационно-потребностная сфера личности 26
1.3. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности 40
1.4. Отцовство как система отношений родителя 48
Выводы по I главе 57
Глава 2. Системодеятельностный подход к исследованию психологии отцовства  
2.1. Концепция системодеятельностного подхода к исследованию психологии отцовства 60
2.2. Сущность феномена отцовства как особой деятельности по воспитанию ребенка 68
2.3. Структура, компоненты и уровни сформированности отцовства 77
2.4. Критерии сформированности отцовства как деятельности по воспитанию ребенка 87
Выводы по II главе 99
Глава 3. Системно-содержательный анализ отцовства  
3.1. Организация и методы психологического исследования отцовства как воспитательной деятельности 101
3.2. Типология отцовства в зависимости от характера деятельности по воспитанию ребенка 105
3.3. Проявления отцовства в гендерном аспекте (при воспитании сына и дочери) 111
3.4. Психологические механизмы реализации отцовства 114
Выводы по III главе 120
Глава 4. Системно-динамический анализ отцовства  
4.1. Психологические особенности отцовства при воспитании детей раннего и дошкольного возраста 123
4.2 Психологические особенности проявления отцовства при воспитании детей младшего школьного возраста 134
4.3. Психологические особенности проявления отцовства при воспитании детей подросткового возраста 141
4.4. Психологические особенности проявления отцовства при воспитании детей юношеского возраста 145
Выводы по IV главе 149
Глава 5. Социально-психологическая характеристика неполной отцовской семьи  
5.1. Неполная отцовская семья как социально-психологический феномен современности 153
5.2. Социально-психологический портрет неполной отцовской семьи 160
5.3. Родительско-детские отношения в неполных отцовских семьях 164
Выводы по V главе 169
Глава 6. Психологические технологии формирования отцовства  
6.1. Особенности дифференцированного подхода к формированию эффективного отцовства 171
6.2. Программа повышения родительской эффективности отца ребенка младшего возраста 187
6.3. Психолого-педагогические технологии формирования эффективной воспитательной деятельности отца 200
6.4. Направления и формы социально-психологической помощи неполным отцовским семьям 222
Заключение 228
Список литературы 235

Введение

Социальный заказ, который определяет приоритетные направления семейной политики, векторы развития прикладных аспектов психолого-педагогической науки, подчеркивает важнейшую роль семьи в развитии личности, подготовке подрастающих поколений к труду и родительству. Повышение воспитательного потенциала семьи в современном российском обществе требует усиления влияния семьи как системы, формирования эффективного отцовства и материнства, использования эффективных воспитательных практик, технологий семейного воспитания, оптимизации методов взаимодействия родителей с детьми.

Современные научные исследования и общественное мнение констатируют ситуацию кризиса семьи и отцовства. В контексте радикальных изменений, которые произошли в российском образовании за два последних десятилетия, связанных с делегированием семье воспитательной функции и все возрастающим пониманием значимости роли отца в развитии ребенка, актуализировалась необходимость в изучении психологии отцовства. В психолого-педагогической науке появилась потребность в целостной концепции отцовства как воспитательной деятельности, которая раскрывает особенности содержания, структуры, системообразующие факторы воспитательной деятельности отца, их связь с социальным развитием ребенка на разных этапах воспитания.

Анализ проблематики обращений в психологические службы и центры помощи семье и детям свидетельствуют о том, что реальная воспитательная практика отцов нуждается в психолого-педагогическом сопровождении. Имеющиеся психолого-педагогические исследования значительно обогатили представления о роли отца в развитии ребенка. Тем не менее, целостная теория отцовства и его психолого-педагогическая специфика, связанная с воспитанием и социальным развитием ребенка не представлена.

Анализ теории и практики проблемы исследования психологии отцовства показал, что объективность психолого-педагогического изучения и формирование отцовства сталкивается с рядом трудностей:

  1. сложность объекта и предмета исследования, а именно отцовство представляет собой системное психолого-педагогическое явление, связанное с осуществлением особого рода деятельности - воспитание ребенка, детерминированное возрастом ребенка. Эмпирически, отцовство, как явление, связанное с воспитанием ребенка представляется малоизученным, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, в связи, с чем содержит ограниченность представлений, связанных с оценкой эффективности воспитательной деятельности отца;
  2. недостаточность набора психодиагностических методик, которые бы позволяли оценить мотивационно-потребностные детерминанты воспитательной деятельности отца, систему опосредованных действий и операций отца, связанных с воспитанием ребенка, результативность воспитательной деятельности, а также технологию оценки всей психолого-педагогической составляющей отцовства; отсутствуют методики, направленные на изучение психолого-педагогического мнения мужчин, отцов; их деятельности, связанной с воспитанием ребенка.

Таким образом, можно выделить ряд существенных противоречий между:

  • важностью роли отца в развитии ребенка и неизученностью психологии отцовства как воспитательной деятельности;
  • потребностью общества в знаниях о воспитательных действиях отца, посредствующих и транслирующих социальный опыт ребенку, и наличием достоверной и объективной информации о связи реальных воспитательных действий отца с уровнем социального развития ребенка;
  • знаниями о функциях семьи и родителей и их реальным выполнением отцом;
  • активной воспитательной деятельностью отца и реальным её результатом, связанным с воздействием отца на ребенка;
  • затруднениями психологов–практиков, семейных психологов в осуществлении помощи отцам, связанной с эффективным воспитательным воздействием и развивающим влиянием и отсутствием конкретных моделей формирования эффективной воспитательной деятельности отца;
  • насущной необходимостью иметь целостное представление об отцовстве как системном психолого-педагогическом явлении и фрагментарностью и разрозненностью знаний об указанном явлении.

Указанные противоречия позволили сформулировать основную исследовательскую проблему: разработка системо-деятельностного подхода к психологическому анализу феномена современного отцовства, связанного с особого рода деятельностью – воспитанием ребенка.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su