Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Я в мире других. Практическая психология для начальных классов» (программа развития эмоционального интеллекта детей начальной школы)


Автор:

Программа развития эмоционального интеллекта детей начальной школы « Я в мире других. Практическая психология для начальных классов». ( Пособие по работе с Книгой для размышления «Я в мире других». – СПб.: Специальная литература, 2003. – 271с).

Автор. Николаева Елена Ивановна, доктор биологических наук. Место работы - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, должность-профессор.

Актуальность проекта. Проект направлен на развитие эмоциональной сферы детей начальных классов. На протяжении 31 урока дети обучаются понимать эмоции других, осознавать, вербализовать и управлять собственными эмоциями. Дети не могут самостоятельно освоить эти три компонента эмоционального интеллекта, если семья или школа не поможет им в этом. Особенность современной жизни такова, что многие родители не владеют подобными знаниями. Не умеющие это делать сами, они не могут обучить этому и своих детей. В настоящее время много говорится о том, что душевная, эмоциональная составляющая развития личности выпала из школьного обучения. Чрезмерное внимание интеллектуальным дисциплинам в ущерб эмоциональному и физическому развитию способствует ухудшению не только обучения, но и состоянию здоровья. Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным позволит ребенку при возникновении любых проблем в школе рассказать о них взрослому. Развитие эмоциональной сферы будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей, что также будет способствовать большей эффективности школьного процесса.

Социальная, научная и практическая значимость. Социальная значимость :формирование правового общества предъявляет новые требования к гражданам страны. Современное демократическое сообщество вводит понятие толерантность, которое до настоящего времени не существовало в языках народов, в том числе и тех, кто населяет современную Россию. Понятие толерантность описывает особый тип отношения между людьми, при котором человек принимает поведение других людей (без осуждения, без навязывания собственного подхода и видения) в тех пределах, в которых оно не ограничивает его собственное конституционное право. Но если поведение других препятствует реализации возможностей человека (в рамках конституции), он отстаивает свои права опять-таки конституционно приемлемым образом. Реализация подобного типа поведения требует знания основ права, умения анализировать собственные эмоциональные переживания, владения ими, ответственности за свои поступки, понимание эмоций других людей, осознания того, что поведение другого человека может быть объяснено разными причинами, и любой конфликт требует обсуждения и договора. Научная значимость: эмоциональная сфера ребенка недостаточно изучена взрослыми, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребенок становится проблемным. Творческая работа с эмоциями младших школьников позволит описать не только отклонения в эмоциональном развитии ребенка, но и само это развитие. Особенностью программы является то, что на каждом уроке дети оставляют собственные рисунки, анализ которых может помочь в раскрытии мира маленького человека. Практическая значимость: исследование эффективности обучения, проведенное в 32 странах в течение 2003-2004 года, показало, что наша страна находится лишь на 27-29 местах по этому параметру. Основным недостатком обучения, выявленном в этом исследовании, была низкая компетентность наших учащихся. Под компетентностью понимают способность использовать знания, полученные в школе. Настоящий курс направлен на повышение социальной и эмоциональной компетентности учащихся начальных классов.

Значение для развития психологии. Психология допускалась в школу до сих пор исключительно для диагностики. В общественных журналах все более распространяется мнение, что нравственной и душевной жизнью людей может заниматься только религия. Но психология имеет огромный ресурс для этого, она разработала многочисленные методики обучению эффективному взаимодействию. Внедрение этих методов в школу и анализ полученных результатов, безусловно, даст дополнительный импульс развития не только практической, но и теоретической психологии

Цели. Цель занятий состоит в том, чтобы научить ребенка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями, определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать, ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора. Это обучение толерантности на основе рефлексии.

Аудитория, на которую рассчитан проект. Ученики начальной школы.

Основное содержание и этапы работы. Программа включает 31 тему: Душа человека; Имя; Радость; Грусть; Слезы; Любовь и т.д. Комплект материалов состоит из книги для размышления «Я в мире других» для ученика и пособия для психолога или учителя. Пособие включает полное описание 31 занятия. Книга для размышления построена таким образом, чтобы ею мог пользоваться и уже умеющий читать ребенок, и тот, кому это еще пока не под силу. В последнем случае психолог прочитывает вопросы, предлагаемые по теме, а дети участвуют в обсуждении. В книге для размышления, кроме вопросов и иллюстраций к ним, есть место для рисунков, которые позволят детям освоить предлагаемый материал. Иллюстрации к каждому уроку психолог может активно привлекать к обсуждению. Тот факт, что на них изображены, в основном, животные, позволяет детям увидеть наиболее значимые черты, свойственные той или иной эмоции. Рассматривая их, ученик получает дополнительную информацию по теме, которая изучается на занятии. Каждый урок включает анализ некоторой эмоциональной (часто нравственной) ситуации, которая либо разыгрывается детьми, либо провоцируется чтением соответствующего текста, небольшую психогимнатическую паузу. На протяжении всего занятия дети рисуют свое отношение к обсуждаемому материалу

Результаты, выводы. Результаты проведения уроков в школе свидетельствует о повышении эмоционального интеллекта детей и большей эффективности адаптации их к школе. 


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su