Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: методические материалы для создания и обоснования программ коррекционно-развивающих занятий» (программа КРЗ для начальной школы VIII вида)


 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: методические материалыдля создания и обоснования  программ коррекционно-развивающих занятий».

Актуальностьданной работы обусловлена необходимостью создания и обоснования коррекционно-развивающих программ, их индивидуализации и дифференциации в зависимости от актуального уровня и зоны ближайшего развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-нравственной сфер учащихся (не только коррекционных образовательных учреждений). «Учение, ориентированное на процесс»*, формирование «универсальных учебных действий»* находят своё отражение в представленных материалах. Коррекция психомоторики и сенсорных процессов входит в обязательное содержание работы педагога-психолога специальных коррекционных учреждений.

Повышение уровня развития когнитивных психических процессов расширяет возможности адаптации, реабилитации, дальнейшей социализации, реализации себя, как полноценного гражданина своей страны, приносящего пользу своим близким, т.е.  социально значимо. Кроме этого,  в процессе КРЗ предусмотрены  актуализация и привитие общечеловеческих ценностей.

Анализ теоретического материала лежит в основе создания инструментария для разработки и обоснования коррекционно-развивающих программ.  Инструментарий, в виде структурирования теоретического материала в таблицах и «матрицах коррекционного воздействия», позволяет комплексно и системно рассматривать и решать проблемы учащихся и учебного процесса, обеспечивая этому  научную  обоснованность (значимость).  

Практическая значимостьметодических рекомендаций определяется предлагаемыми упражнениями, заданиями и техниками осуществления коррекционной работы, структурированными в специальные занятия. Предложенное тематическое планирование коррекционных занятий отражает технологический процесс формирования способностей и может быть использовано в  практике работы психологов, педагогов, воспитателей коррекционных образовательных учреждений 7 и 8 видов, а так же родителями для организации досугадетей. Программа мониторинга может служить средством оценки эффективности коррекционно-развивающей работы, являясь, при этом, средством коррекционно-развивающего воздействия.

Соответствие представленного материала «стратегии вариативного образования»*, ориентированного на «непосредственную связь с практическими ситуациями реальной жизни»* и «сотрудничество учителя и учащихся»*,  взрослого и ребенка имеет значение для развития психологии.

Целикурса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида:

1) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

2) Целенаправленное формирование психологических новообразований,

______

*  см. Стандарты второго поколения

 составляющих сущностную характеристику возраста или в «зоне ближайшего развития»;

3) Спо­собствовать оптимизации психического и личностного раз­вития ребенка и более эффективной социали­зации его в обществе;

4) Содействие формированию «универсальных учебных действий» и оптимального индивидуального   стиля  деятельности с учетом индивидуальных компенсаторных возможностей учащегося.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов коррекционных школ VIIIвида при локальном и комплексном воздействии. Методические рекомендации, надеюсь, облегчат труд педагогов – психологов, дефектологов, воспитателей, учителей начального звена всех образовательных учреждений. 

В данной работе представлены:

  • Материалы теоретического анализа разных подходов в определении и последовательности развития, описании принципов психокоррекционной работы и отличий КРЗ от уроков. Даны рабочие определения.
  • Модифицированные  коррекционно-развивающие  упражнения («КРУпр.») - результат апробирования;
  • Инструменты разработки и обоснования структуры и содержания коррекционной программы  в виде:  1) структурирования и каталогизации «КРУпр.» по сути приема и направлениям воздействия,  2) обобщенной структуры содержания коррекционных  занятий (матрицы); 3) содержания Карты сопровождения учащегося, 4) результатов мониторинга в виде ориентировочных норм и фотографий с КРЗ.
  • Авторская  Программа КРЗ, которая является результатом 14-летней  работы в СКОШ VIIIвида. Она строилась с учетом анализа трудностей учащихся и результатов мониторинга уровня развития  когнитивных психических процессов и мелкой моторики учащихся.  В примерном тематическом плане программы показано поэтапное дозирование внешней помощи, которое, по сути, является «процессуальной диагностикой».

Предлагаемая программа КРЗ основывается на комплексном подходе и, в совокупности с Мониторингом динамики развития когнитивной и  эмоционально - нравственной сферы, может стать системообразующим элементом психолого-педагогического сопровождения  и образовательного процесса в целом.  «Матрица КРЗ» может быть удобна для структуризации архива методических материалов и основой для создания «АРМ (автоматизированного рабочего места) психолога».

Результативность.По результатам мониторинга уровня развития когнитивных психических процессов получилось, что в течение 4-х лет, начиная с 1997г., наблюдалась устойчивая тенденция увеличения количества учащихся, имеющих результаты по тесту Равена выше нижней границы нормы (с 10% до 24% от общего числа учащихся). В 2008-09уч.г. таких учащихся было 33%. И это при условии увеличения количества детей со сложной степенью дефектов. Фотографии ситуаций успешной деятельности, наряду с арт-терапией, решают задачу эффективной обратной связи, а значит,  стимулируют работу в процессе КРЗ.

Выводы:Предложенная программа, решает поставленные задачи.  Она полифункциональна, позволяет подстраиваться под текущие проблемы и ситуацию, осуществлять межпредметные связи и связь с практическими ситуациями реальной жизни.Процесс диагностики оказывает положительное коррекционно-развивающее воздействие, т.е. является «коррекционно-диагностической» процедурой.


 Педагог-психологог областного государственного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №18 VIIIвида»  г. Ульяновска, где в течение 12-и лет и проходила апробация программы.

Основные публикации:

 1. Леонова Г.Н. Поиск и обоснование путей совершенствования оценки труда инженерно-технических работников./Основные черты ленинского стиля работы, их творческое развитие XXVIIсъездом партии, январским (1987 г.) пленумом ЦК КПСС и воплощение в практической деятельности партийных организаций. – Ульяновск, 1987. – 26-29 с.    

2. Леонова Г.Н. Поиск  путей  совершенствования  оценки  труда  ИТР./Научные  основы  прикладной  психологии. Тезисы  докладов  к V11 съезду  Общества  психологов  СССР. – М., 1989. - 101-102с.

3. Психологическая  служба:  проблемы  и  опыт  развития. Заочный  семинар  для  школьных  психологов. Под  ред. Леоновой Г.Н.,  Лукьяновой М.И. – Ульяновск, ИПК ПРО, 1995. – 45с.

4. Лукьянова М.И., Леонова Г.Н. О  проблемах  научно-методического  обеспечения  работы  школьного  психолога. / Психологическая  служба:  проблемы  и  опыт  развития. Заочный  семинар  для  школьных  психологов. Под  ред. Леоновой Г.Н.,  Лукьяновой М.И. – Ульяновск, ИПК ПРО, 1995. – с.3-7

5. Леонова Г.Н., Трифонова Л.И. Из опыта  организации  диагностики  предшкольной  готовности. / Психологическая  служба:  проблемы  и  опыт  развития. Заочный  семинар  для  школьных  психологов. Под  ред. Леоновой Г.Н.,  Лукьяновой М.И. – Ульяновск, ИПК ПРО, 1995. – 8-15с.

6. Леонова Г.Н. Проблемы  обеспечения  эффективности  внешней  и  внутренней  дифференциации  в  процессе  обучения. / Ежегодник Российского  психологического  общества. Материалы 1 Всероссийской  научной  конференции  по  психологии  Российского  психологического  общества  «Психология  сегодня» (31 января – 2 февраля 1996 г.) Москва. Разделы: Психология  познания. Психология развития. Психология образования. Том 2, выпуск 3. – М., 1996. – 153-154с.

7. Леонова Г.Н. Проблемы  обеспечения  эффективности  внешней  и  внутренней  дифференциации  в  процессе  обучения. /Содержание и тенденции педагогических поисков в современной школе: Материалы городской научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. – 73-75с.

8.   Леонова Г.Н. Структурно-функциональная схема организации. / Психологическая  наука: традиции,  современное состояние  и перспективы. Тезисы  докладов  научной  конференции  института  психологии. 28-30 января 1997года. – М.: Изд-во «Институт  психологии РАН», 1997. – 32с.

9. Леонова Г.Н. Низкий индивидуальный  статус  учащихся как причина появления агрессии. / Агрессия и жестокость  в  современном  мире. Материалы научно-практической конференции. 27-28 марта 1997 г., г. Ульяновск. Под ред. А.А. Деркача, Ю.В. Синягина, Н.Ю. Синягиной – Ульяновск, 1997. – 56-60с.

10. Леонова Г.Н. Повышение эффективности группового принятия решения./Ежегодник Российского психологического общества. Методы психологии.  Том 3, выпуск. – Ростов-на-Дону, 1997. – 163с.

11. Леонова Г.Н. Проблемы анализа и построения структурно-функциональных схем организации. / Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. Под ред. Ю.В. Синягина, И.В. Калинина. – Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. – 47-60с.

12. Леонова Г.Н. Диагностико-коррекционная методика работы с низко статусными учащимися в начальной школе. / Психологические знания в помощь учителю: Заочный семинар школьных психологов. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 111. / Под. Ред. М.И. Лукьяновой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 19-23с.

13. Леонова Г.Н. Внедрение групповой оценки деловых и личностных качеств работника. /Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т.,  т.5. – СП б: С.-Петербургского      университета, 2004. – 103-107с. 

14 Обратная связь в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании./Личностно-ориентированный подход в воспитании и дополнительном образовании школьников:  Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции  8,9 сентября2005г. М.: Эксма, 2005г. с.199-202

15. Рабочее время педагога-психолога / ж: «Школьный психолог» №21, 2009г. С.10-12

16. Рефлексия как механизм развития индивидуального стиля деятельности (ИСД) учащихся и принятия  нравственных ценностей. / Профессиональная рефлексия педагога, как условие развития рефлексивно-оценочных способностей учащихся: Материал IVМеждународной заочной научно-практической конференции 11 ноября 2010 Под ред. А.Д. Барбитовой Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.  с.152-157

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su