Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Растем вместе» (развивающая психолого-педагогическая программа)


Автор:

 Развивающая программа «Растем вместе» предназначена для работы с семьями детей раннего возраста.

Научная значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогической программы проведения групповых занятий с семьями, имеющими детей раннего возраста. В программе используются специально разработанные авторские диагностические опросники (созданные в соавторстве с И. И. Мамайчук).

Практическая значимость: программа направлена на формирование позитивных эмоциональных отношений в системе «родитель — ребенок». Используя данную программу, специалист (психолог, педагог) сможет эффективно строить свою работу с семьей маленького ребенка.

Программа имеет две ступени. Первая ступень — программа «Дитятко», направленная на работу с семьями детей от 1 года 2 месяцев до двух лет. Вторая ступень программы — «Счастливый малыш» — направлена на работу с семьями детей от двух до трех лет. Каждая ступень может проводиться самостоятельно и во взаимосвязи друг с другом. Программа рассчитана на специалистов — педагогов, психологов, логопедов, то есть всех тех, кто работает с семьями детей раннего возраста. В то же время материалы программы могут быть полезны и интересны родителям малышей.

Программа «Растем вместе» рассчитана на два года по восемь-девять месяцев работы группы. Первая ступень — программа «Дитятко» — длится с сентября по май.

Вторая ступень программа — «Счастливый малыш» — с октября по май.

Программа «Растем вместе» разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.

Программа содержит интересные традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). Игровой дидактический материал можно использовать с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка. В этом возрасте у ребенка появляется желание присоединиться к группе сверстников и принять участие в совместном, пока еще кратковременном, игровом действии во время свободной игры.

Цели и задачи программы

Цели

  • Развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста.
  • Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи

  • Психолого-педагогическое просвещение матерей (отцов) по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
  • Развитие познавательной активности детей раннего возраста.
  • Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
  • Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.), развитие эмпатии.

 

Основные положения программы

В основу данной программы легли идеи таких известных исследователей, как М. И. Лисина, Л. С. Выготский, Л. Я. Гозман, Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Д. Стерн, Э. Эриксон.

Как известно, перинатальный период развития ребенка — это возраст от рождения до трех лет. Этот период включает в себя новорожденность, младенчество, ранний возраст малыша. Важным основанием для написания программы является Хартия «О правах ребенка до, во время и после рождения». Хартия была принята и утверждена собранием членов ISPPM (Международное исследовательское общество пренатальной и перинатальной психологии и медицины) в Гамбурге 3 июня 2005 года и поддержана мировым сообществом.

Хартия содержит, в том числе, следующие положения:

«Каждый ребенок имеет право, чтобы уже до рождения его ценили и уважали как отдельного человека.

Каждый ребенок имеет право на ответственных, чутких и участливых родителей или замещающих их лиц, стремящихся к повышению уровня родительской компетенции.

Перинатальный период необходимо рассматривать как континуум, в котором сущностно разные процессы развития и обучения тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и протекают относительно друг друга. В это время закладывается фундамент нашего основополагающего чувства уверенности и доверия. Базовой предпосылкой для успешного развития является взаимная соотнесенность».

Эти постулаты и легли в основу программы.

 

Структура программы

Программа «Растем вместе» состоит из двух частей:

первая часть — «Дитятко» (работа с детьми от 1 до 2 лет и их родителями),

вторая часть — «Счастливый малыш» (работа с детьми 2–3 лет) — является логическим продолжением первой части, но может быть использована совершенно самостоятельно.

Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».

Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью по 1,5 часа, которые проводятся 2 раза в неделю.

Каждое занятие состоит из семи частей:

  1. Свободная игра и рукоделие для мам.
  2. Приветствие; пальчиковая гимнастика.
  3. Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
  4. Музыкально-ритмическая часть.
  5. Чаепитие.
  6. Сказка.
  7. Прощание.

Смена структурных элементов занятия происходит раз в две-четыре недели. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость.

Количество детей на занятии не должно превышать 6–7 человек.

Активное включение родителей в совместные занятия с ребенком при участии специалиста-психолога и системный подход к сопровождению таких семей оказываются весьма эффективной технологией, работающей на укрепление эмоциональных отношений всей семьи в целом.


 Преподаватель института практической психологии «Иматон», педагог-психолог государственного дошкольного учреждения № 43 Санкт-Петербурга.   Основные публикации:

  • Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб., 2004.
  • Игры для детей от года до трех лет. СПб., 2008 (в соавторстве с Мониной Г. Б.).
  • Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко». 1-2 года. СПб., 2010.
  • Развивающие занятия для родителей и детей. 2-3 года. СПб., 2010.
  • Сопровождение семьи маленького ребенка: из опыта работы по программе «Растем вместе» // Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие. 2010». Сочи, 2010. С. 47–49.
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su