23 сентября 2017 , суббота

In memoriam

In memoriam

Зимичев Анатолий Михайлович, 17.04.1938-22.06.2016

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ. Профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии.

Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества. Председатель секции психологии Дома ученых РАН. Действительный член «Международной Кадровой Академии», аккредитованной при Юнеско. Член-корреспондент Российской академии естественных наук.

Научные интересы:

  • Акмеология: эффективные психотехнологии в обучении;
  • Разработка и создание гибких автоматизированных обучающих систем (ГАОС);
  • Взаимоотношения гражданина и государства;
  • Законовосприятие, объективное и субъективно-ориентированное законотворчество;
  • Конфликты и их разрешение;
  • Психология политической борьбы.

Читаемые курсы:

  • Интенсификации и автоматизация профессиональной подготовки;
  • Эффективные психотехнологии научения;
  • Психология массовидных явлений;
  • Психология политической борьбы;

Последние публикации:

  • ГАОС как инновационная система профессионального образования в России, ж., Оборонный заказ. Специальный выпуск № 23, СПб. 2009. (с 25-29)
  • Психология политической борьбы. 5-е изд. М. : Ломоносов, 2010. – 208 с.
  • Политическая толерантность: Восток – Запад. Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 12, Выпуск 4. СПбГУ, 2010 (с.175-183). В соавторстве с Забариным А.В.
  • В поисках утраченного этноса, ж. Атомная стратегия, № 49, 2010, (с.3-5). // Сайт «PROATOM». 30.06.2010..
  • Psychology. Politics. Contest (Психология. Политика. Борьба). изд. «SE&JS Publishers», Tallinn, 2011,182 с.
  • К постановке психологической проблемы свободы совести. Вестник Санкт- Петербургского университета, Серия 12, Выпуск 1, СПбГУ, 2011, (с.283 – 289). В соавторстве с Забариным А.В.
  • Свобода воли как этнопсихологическое основание ценностных ориентаций. Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 12, Выпуск 1. СПбГУ, 2011 (с.290 – 295). В соавторстве с Забариным А.В.
  • Гражданская психология. К методологии создания новой отрасли политической психологии/ Политическая психология. СПб.: Изд. КОЛО, 2012 (с.275-288)
  • Психологические основания обеспечения геополитической безопасности./ Ж. Геополитика и безопасность. №2 (26) 2014 (с. 98 – 105) В соавторстве: Мезенцев Д.Ф., Забарин А.В.

Научная работа. Гранты:

  • Интенсификация и автоматизация  обучения. Создание гибких автоматизированных обучающих систем (Диплом Первой степени ВДНХ СССР). Научный руководитель
  • Научно-исследовательская работа по гранту СПбГУ (шифр 8.38.89.2012) «Психолого-политическая модель взаимодействия гражданина и государства». Научный руководитель.

Книга Михаила Белоусова «Доктор Гаос», написанная об Анатолии Михайловиче Зимичеве – необычная биография необычного человека. Анатолий Михайлович – не только известный политический психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, но и человек удивительной судьбы, в которой причудливо переплелись исторические события и научная работа, личные драмы и большие достижения. Его отец (советский разведчик) геройски погиб во время Великой Отечественной войны, а мама во время репрессий была арестована и в 1954 году заключена в психиатрическую лечебницу. Сын, который в то время был кадетом Суворовского училища, рвался помочь матери выбраться из лечебницы - пытался угнать машину, чтобы она могла бежать... Неудача означала суд, потом – лагерь. Но и эти испытания не заставили Анатолия Михайловича оставить свою мечту о реабилитации матери. Он получал медицинское образование и строил планы спасения. Нестандартный ход – сначала нужно самому получить этот же диагноз, а потом добиться того, чтобы врачи его сняли. Для этого пришлось пройти Бутырскую тюрьму, успешно симулировать, потом – психиатрическая лечебница, диагноз «шизофрения», госпитализация... Настал решающий момент – необходимо добиться снятия диагноза в Институте Сербского. Тогда эта задача считалась невозможной, фантастической, однако Анатолий Михайлович виртуозно справился с ней! Жизнь повернула в мирное русло, но оставалась такой же насыщенной и яркой. Получив образование и возможность заниматься наукой, Анатолий Михайлович занимался возрождением идеи Яна Амоса Коменского по созданию «дидактической машины». Им вместе с учениками спустя четыре века была реализована идея обучающей машины Великого чеха – создана Гибкая Автоматизированная Обучающая Система (ГАОС), которая была удостоена дипломом первой степени и золотой медалью ВДНХ СССР. Тогда ученики и стали называть его «Доктор ГАОС». Анатолий Михайлович реализовал себя в политической психологии, он смог побывать «на переднем крае» - со своими коллегами он непосредственно участвовал в сложной работе по примирению турок и болгар, которые были на грани братоубийственной резни и сумел найти подход, благодаря которому враждующим удалось договориться… Этот опыт бесценен в наши дни, когда конфликты по этническому принципу происходят, к сожалению, очень часто… Коллеги, если Вы хотите узнать больше – прочитайте книгу Михаила Белоусова, похожую, скорее, не на историографию, а на захватывающий приключенческий роман…

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Думаю, что это явно не экзорцизм, изгнание бесов!

ХХI век — век психологии как науки! Еще Гюстав Лебон предрек в начале двадцатого века, что наступает эра толп! Он предвидел наступление процветающего искусства манипуляций как отдельными людьми, так и, что более страшно, — толпой! Толпа разновидна: она может быть собрана в одном месте и может быть разрознена, как, например, в афере с «МММ». Сегодня мы видим, как это происходит в целых государствах!

Человечество наконец должно понять природу психической составляющей человека, и именно психология должна сделать доступными для понимания любым здравомыслящим человеком механизмов управления психикой! Чтобы ни отдельные мошенники, ни группировки, включая криминальные и политические, не могли безнаказанно манипулировать людьми в ущерб им.

2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?

Попробовать вникнуть и понять физику (от др.-греч. φύσις — природа), природу психики, природу психических явлений, психических процессов, психических состояний!

Познав природу психики, можно не наступить очередной раз на грабли, которые называются вульгарной психологией! Как это случилось в начале ХХ века. Надо не забывать начало ХХ века с «Пролеткультом» (пролетарская культура) и с «Пролетобром» (пролетарское образование).

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Для меня любовь существует только в узком смысле!

У поэтов — это душевный восторг, душевная привязанность, песня души! Для кулинара любовь это совсем другое, у философа — третье, совсем иное у зоофила! У всех разные смыслы! Часто это понятие используется и в манипулятивных целях!

Для каждого, в каждом случае она может быть или всем, т.е. смыслом существования, или ничем!

Можно еще порассуждать по поводу слова «любовь». Например, Иван Михайлович Сеченов писал, что отдельное слово, вырванное из контекста ситуации, ничего не значит, оно пусто. А контекст ситуации — это минимум три слова. «Я люблю» практически так же пусто, как и просто «люблю»!

4. Как Вы относитесь к смерти?

Никак! Смерть это когда нет никаких проблем, не надо ни о чем беспокоиться, не надо что-то ждать или догонять, не надо переживать по поводу и без повода!

С психологической точки зрения, смерть — это то, что тебе о ней рассказали или что ты сам о ней придумал. Кстати, восприятие смерти у человека, в отличие от животных, это чисто социальный феномен! Понимание и боязнь смерти приходит к ребенку лишь тогда, когда ему начинают о ней говорить, объяснять и пугать ею. Максимальный страх смерти наблюдается в возрасте 11-15 лет. Потом для большинства людей он становится с каждым годом все менее значимым. Конечно, если его вера (не обязательно религия) не построена на страхе смерти.

У хорошего воспитателя воспитанники не боятся смерти! Меня, точнее, нас — суворовцев именно так и воспитывали с 11 лет. Нам так и говорили, что нечего бояться того, чего еще нет, а потом уже ничего не будет!

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Мне повезло, я рано понял, что жизнь — это подарок полученный с ничтожно малой вероятностью, значительно ниже доступной для ее адекватного представления человеком. И относиться к ней надо очень бережно, по-человечески! Нельзя ее разбазаривать только на биологические потребности. Человеку она дана как личности, а не как особи или как индивиду! Мы люди и должны жить по-людски! Но среди нас, к сожалению, есть люди с разной ориентацией! В том числе, и с биологической!

У человека биологического нет ничего более необходимого, чем «красивая» жизнь! Для человека социального — нет ничего более достойного, чем нужность, полезность людям!

Я понял, что мне дважды повезло: мне подарили жизнь и я стал психологом!


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение