23 апреля 2017 , воскресенье

Известные психологи

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович,

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель декана по научной работе и председатель научной комиссии факультета психологии СПбГУ. Руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ.

Член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Член Межведомственной рабочей группы Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей. Член Совета по Профилактике и Вмешательству Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention).

Член Всемирной Ассоциации Психического Здоровья Младенцев (World Association for Infant Mental Health). Член Международного Общества Раннего Вмешательства (International Society on Early Intervention). Член Санкт-Петербургского психологического общества.

Председатель диссертационного совета Д.212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальностям 19.00.04 – медицинская психология, 19.00.02 – психофизиология, 19.00.10 – коррекционная психология (психологические науки). Член диссертационного совета Д.212.232.42 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология.

В 1985 г. закончил факультет психологии ЛГУ им. Жданова. После окончания факультета продолжил обучение в аспирантуре Института физиологии им. И. П. Павлова, работая в лаборатории слуха.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль системы височная область коры - гиппокамп при латерализации неподвижного и движущегося звукового образа у человека», в 1999 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологическое взаимодействие матери и ребенка».

В 1992 году вошел в инициативную группу сотрудников Института физиологии им. Павлова, направленную на организацию в Санкт-Петербурге программы раннего выявления детей из групп риска и их междисциплинарного, семейно-центрированного сопровождения. Руководитель первой в России Службы ранней помощи, организованной в рамках городской социальной программы «Абилитация младенцев» в ДОУ №41.

С 1993 г. работает на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции факультета психологии СПбГУ.

С 2000 г. одновременно с работой на факультете психологии и в программе раннего вмешательства в системе образования является российским научным руководителем международного научно-исследовательского проекта, направленного на изучение и изменение первичного социального окружения детей младенческого и раннего возраста, проживающих в домах ребенка. Проект поддержан грантом Федерального правительства США и осуществляется совместно по договору между факультетом психологии СПбГУ, Отделом детского развития Питтсбургского Университета и Санкт-Петербургским домом ребенка № 13.

Научные интересы:

  • Клиническая психология развития
  • Психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей
  • Взаимодействие и привязанность матери и младенца
  • Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития
  • Ранний опыт и последующее развитие человека
  • Раннее вмешательство для детей в семьях и домах ребенка

Научные проекты:

  • 2014-2016гг. «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (мега-грант Правительства РФ; поддержано решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант №14.Z50.31.0027, ведущий ученый – Е.Л. Григоренко, Йельский университет, США; образовательной учреждение - Санкт-Петербургский государственный университет).
  • 2014-2016гг. «Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств гранта РГНФ № 14-06-00713; шифр в ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2013г. Организация и проведение международной научной конференции “Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению” (грант РГНФ № 13-06-14040, 8 130600 140409). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2011г. «Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2011-2013гг. «Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития» (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии.
  • 2007-2012гг. Российско-американский научный проект “Долговременное влияние опыта ранних социально-эмоциональных отношений у детей из домов ребенка” (“Long-Term Effects of Early Social-Emotional-Relationship Experience in Post-Institutionalized Children”). Грант №HD 050212 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.
  • 2007-2008гг. «Обучение персонала и изменение социального окружения детей в доме ребенка» (”Improving the Caregiving Environments in Baby Home 3”). Грант от организации “International Assistant Group of Pittsburg”, USA (Larisa Mason, President, Executive Director). Научный руководитель с российской стороны.
  • 2005г. Особенности психологического взаимодействия детей раннего возраста, оперированных в новорожденности, и их матерей. Грант РГНФ № 05-06-06539а. Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2000-2005гг. Российско-американский научный проект «Влияние изменения социального окружения на развитие детей в домах ребенка» (“Effects of Improving Caregiving on Early Mental Health”). Грант №5R01HD39017-03 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.

Читает курсы:

  • Введение в клиническую психологию раннего возраста
  • Современные исследования в детской клинической психологии
  •  

Основные публикации:

  • Muhamedrahimov Rifkat J.; Agarkova Varvara V.; Vershinina Elena A.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V.; Robert B. McCall and Groark Christina J. (2014). Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal. Volume: Issue: 2 Published: (3) 2014. DOI:10.1002/imhj.21435
  • McCall, Robert B.; Groark, Christina J.; Fish, Larry; Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2013). Maintaining a Social-Emotional Intervention and Its Benefits for Institutionalized Children //Child Development Volume: 84 Issue: 5 Pages: 1734-1749 Published: SEP 2013. DOI: 10.1111/cdev.12098
  • Агаркова В.В., Мухамедрахимов Р.Ж. (2013). Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации // Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 4. С. 99–108.
  • Плетенёва М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. (2013). Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях// Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 22-31.
  • Чернего Д.И., Мухамедрахимов Р. Ж. (2013). Динамика психического развития детей первого года жизни в связи с длительностью пребывания в учреждении // Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 52-60.
  • Bakermans-Kranenburg, Marian J.; Bunkers, Kelley McCreery; Dobrova-Krol, Natasha A... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2012). The Development and Care of Institutionally Reared Children //Child Development Perspectives Volume: 6 Issue: 2 Pages: 174-180 Published: JUN 2012. DOI: 10.1111/j.1750-8606.2011.00231.x
  • McCall, Robert B.; Groark, Christina J.; Fish, Larry; Muhamedrahimov Rifkat J.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V. (2012). The role of transitions of new age groups in the development of institutionalized children//Infant Mental Health Journal Volume: 33 Issue: 4 Pages: 421-429 Published: JUL-AUG 2012. DOI: 10.1002/imhj.21329
  • Hawk Brandi; McCall Robert B.; Groark Christina J.; Muhamedrahimov Rifkat J.; Palmov Oleg I.; Nikoforova Natalia V. (2012). Age at Adoption: A Measure of Time in the Orphanage or Child-Specific Factors? // Adoption Quarterly, Vol. 15, №1, 2012, P. 18-34 (ISSN 1092-6755)
  • Bakermans-Kranenburg, Marian J.; Steele, Howard; Zeanah, Charles H. ... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2011) Attachment and emotional development in institutional care: characteristics and catch up//Monographs of the Society For Research in Child Development Volume: 76 Issue: 4 Pages: 62-91 Published: 2011. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2011.00628.x
  • Engle, Patrice L.; Groza, Victor K.; Groark, Christina J. ... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. The situation for children without parental care and strategies for policy change // Monographs of the Society For Research in Child Development Volume: 76 Issue: 4 Pages:190-222 Published: 2011. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2011.00633.x
  • Pleshkova, Natalia L; Muhamedrahimov, Rifkat J. (2010). Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical child psychology and psychiatry Volume: 15 Issue: 3 Pages: 355-62 Published: 2010-Jul. DOI: 10.1177/1359104510365453
  • Bystrova, Ksenia; Ivanova, Valentina; Edhborg, Maigun ... Muhamedrahimov Rifkat J.; et al. (2009). Early Contact versus Separation: Effects on Mother-Infant Interaction One Year Later //Birth-Issues in Perinatal Care Volume: 36 Issue: 2 Pages: 97-109 Published: JUN 2009. DOI: 10.1111/j.1523-536X.2009.00307.x
  • Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ – США (Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И., Гроарк К.Я., Мак Колл Р.Б.) (2009). Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка // Пер. с англ. под науч. ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009, 296с.
  • Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития (2008) // Коллективная монография под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2008, 311c.
  • The St. Petersburg-USA Ophanage Research Team (The team of authors listed in alphabetical order by country and individual: Muhamedrahimov R.J., Nikiforova N.V., Palmov O.I., Groark C.J. & McCall R.B.) (2008). The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children// Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008, Serial № 291, Vol. 73, №3. Boston, Massachusetts: Wiley-Blackwell, 297p.
  • Muhamedrahimov, RJ; Nikoforova, NV; Palmov, OI; et al. (2005). Characteristics of children, caregivers, and orphanages for young children in St. Petersburg, Russian Federation //Journal of Applied Developmental Psychology Volume: 26 Issue: 5 Pages: 477-506Published: SEP-OCT 2005. DOI: 10.1016/j.appdev.2005.06.002
  • Groark, CJ; Muhamedrahimov, RJ; Palmov, OI; et al. (2005). Improvements in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors //Infant Mental Health Journal Volume: 26 Issue: 2 Pages: 96-109 Published: MAR-APR 2005. DOI: 10.1002/imhj.20041
  • Muhamedrahimov, RJ; Palmov, OI; Nikiforova, NV; et al. (2004). Institution-based early intervention program // Infant Mental Health Journal Volume: 25 Issue: 5 Pages: 488-501 Published: SEP-OCT 2004. DOI: 10.1002/imhj.20021
  • Muhamedrahimov, RJ; Palmov, OI; Nikiforova, NV; et al. (2000). Early intervention program in a St. Petersburg's baby home //Infant Mental Health Journal Volume: 21 Issue: 4-5 Pages: 283 Published: SEP-OCT 2000.
  • Muhamedrahimov Rifkat J. (2000). New attitude: infant care facilities in Saint-Petersburg (Russia)// WAIMH Handbook of Infant Mental Health. Vol. One: Perspectives on infant mental health. Ed. by J.D. Osofsky & H.E. Fitzgerald. N. Y.: John Wiley & Sons. 2000. Р. 245-294.
  • Мухамедрахимов Р.Ж. (1999). Мать и младенец: психологическое взаимодействие. С.-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета. 1999. 288 с.
  • Мухамедрахимов Р.Ж. (1998). Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. 1998. №2. С.19-31. (Mukhamedrakhimov, R . Interaction and attachment between mother and infant in risk groups//Voprosy Psikhologii Issue: 2 Pages: 19-31 Published: MAR-APR 1998).
  • Мухамедрахимов Р.Ж. (1997). Игротека для детей: опыт русско-шведского сотрудничества //Вопросы психологии. 1997. №4. С.13-20. (Mukhamedrakhimov, R . The experience of municipal play-room usage// Voprosy Psikhologii Issue: 4 Pages: 13-20 Published: JUL-AUG 1997).
  • Мухамедрахимов Р.Ж. (1994). Формы взаимодействия матери и младенца// Вопросы психологи. 1994. № 6. С. 16-25. (Muhamedrakhimov, R . Mother-child interaction//Voprosy Psikhologii Issue: 6 Pages: 16-25 Published: NOV-DEC 1994).

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования РФ (2001). 
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009).

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение