16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов

Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов

Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель декана по научной работе и председатель научной комиссии факультета психологии СПбГУ. Руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ.

Член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Член Межведомственной рабочей группы Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей. Член Совета по профилактике и вмешательству Европейской федерации психологических ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention). Член Совета, эксперт Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи.

Член Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев (World Association for Infant Mental Health). Член Международного общества раннего вмешательства (International Society on Early Intervention). Член Санкт-Петербургского психологического общества.

Председатель диссертационного совета Д.212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальностям 19.00.04 – медицинская психология, 19.00.02 – психофизиология, 19.00.10 – коррекционная психология (психологические науки). Член диссертационного совета Д.212.232.42 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология.

Член редколлегии «Петербургского психологического журнала».

В 1985 г. закончил факультет психологии ЛГУ им. Жданова. После окончания факультета продолжил обучение в аспирантуре Института физиологии им. И.П. Павлова, работая в лаборатории слуха.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль системы височная область коры — гиппокамп при латерализации неподвижного и движущегося звукового образа у человека», в 1999 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологическое взаимодействие матери и ребенка».

В 1992 году вошел в инициативную группу сотрудников Института физиологии им. Павлова, направленную на организацию в Санкт-Петербурге программы раннего выявления детей из групп риска и их междисциплинарного, семейно-центрированного сопровождения. Руководитель первой в России Службы ранней помощи, организованной в рамках городской социальной программы «Абилитация младенцев» в ДОУ №41.

С 1993 г. работает на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции факультета психологии СПбГУ.

С 2000 г. одновременно с работой на факультете психологии и в программе раннего вмешательства в системе образования является российским научным руководителем международного научно-исследовательского проекта, направленного на изучение и изменение первичного социального окружения детей младенческого и раннего возраста, проживающих в домах ребенка. Проект поддержан грантом Федерального правительства США и осуществляется совместно по договору между факультетом психологии СПбГУ, Отделом детского развития Питтсбургского Университета и Санкт-Петербургским домом ребенка №13.

Научные интересы:

  • клиническая психология развития
  • психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей
  • взаимодействие и привязанность матери и младенца
  • эмоции и отношения человека на ранних этапах развития
  • ранний опыт и последующее развитие человека
  • раннее вмешательство для детей в семьях и домах ребенка

Научные проекты:

  • 2014-2016 гг. «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (мега-грант Правительства РФ; поддержано решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант №14.Z50.31.0027, ведущий ученый – Е.Л. Григоренко, Йельский университет, США; образовательной учреждение - Санкт-Петербургский государственный университет).
  • 2014-2016 гг. «Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств гранта РГНФ № 14-06-00713; шифр в ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2013 г. Организация и проведение международной научной конференции “Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению” (грант РГНФ № 13-06-14040, 8 130600 140409). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2011 г. «Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2011-2013 гг. «Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития» (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии.
  • 2007-2012 гг. Российско-американский научный проект “Долговременное влияние опыта ранних социально-эмоциональных отношений у детей из домов ребенка” (“Long-Term Effects of Early Social-Emotional-Relationship Experience in Post-Institutionalized Children”). Грант №HD 050212 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.
  • 2007-2008 гг. «Обучение персонала и изменение социального окружения детей в доме ребенка» (”Improving the Caregiving Environments in Baby Home 3”). Грант от организации “International Assistant Group of Pittsburg”, USA (Larisa Mason, President, Executive Director). Научный руководитель с российской стороны.
  • 2005 г. Особенности психологического взаимодействия детей раннего возраста, оперированных в новорожденности, и их матерей. Грант РГНФ № 05-06-06539а. Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2000-2005 гг. Российско-американский научный проект «Влияние изменения социального окружения на развитие детей в домах ребенка» (“Effects of Improving Caregiving on Early Mental Health”). Грант №5R01HD39017-03 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.

Читает курсы:

  • Введение в клиническую психологию раннего возраста
  • Современные исследования в детской клинической психологии

Основные публикации:

  • Реабилитация инвалидов: национальное руководство. Краткое издание / коллектив авторов. М., 2020.
  • Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: методическое пособие / Старобина Е.М., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. СПб, 2019.
  • Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / коллектив авторов. М., 2015.
  • Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И., Гроарк К.Я., Мак Колл Р.Б. М., 2008.
  • Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Пальмов О.И., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. СПб, 2008.
  • Психология здоровья: учебник для вузов / коллектив авторов. СПб, 2006.
  • Психология / коллектив авторов. М., 2000, 2003, 2004.
  • Мать и младенец. Психологическое взаимодействие / Мухамедрахимов Р.Ж. СПб, 2001, 2003.
  • Психология взаимодействия матери и младенца: методические указания для студентов психологического факультета / Мухамедрахимов Р.Ж. СПб, 1998.
  • Мухамедрахимов Р.Ж. Игротека для детей: опыт русско-шведского сотрудничества // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 13-20.
  • Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологи. 1994. № 6. С. 16-25.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования РФ (2001).
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009).
Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»