18 августа 2017 , пятница

Известные психологи

Воробьева Людмила Ивановна, р. 03.01.1947

Кандидат психологических наук.

Старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО.

В 1973 г. окончила факультет психологии МГУ им. Ломоносова.

В 2016 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психотерапия в истории психологии: культурно-исторический анализ».

С 1973 г. по 1984 г. работала научным сотрудником в лаборатории психологии подросткового возраста в Институте возрастной и педагогической психологии АПН СССР.

С 1994 г. является старшим научным сотрудником лаборатории научных основ психотерапии и психологического консультирования ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования».

Практикующий психотерапевт, имеет опыт работы с семьями, детско-родительскими отношениями, а также индивидуальной психотерапии.

Участвовала в организации и работе общественного консультативного центра при Психологическом институте, посвятив свою деятельность (внемедицинской) психотерапии.

Научные интересы:

  • философия психотерапии,
  • детская психология,
  • возрастная психология.

Л.И. Воробьева на основании аналитической психологии К.Г. Юнга предложила оригинальную для отечественной детской психологии идею «символического ребенка» и «символического взрослого», перманентно присутствующих в символико-смысловой сфере человеческой психики (что дополняет классическое представление о «ребенке» и «взрослом», а также о периодизации онтогенетического развития в психологии).

Поставила проблему обоснования необходимости и возможности гуманитарной психологии, предметом которой являются символико-смысловые психические образования, изучение которых возможно лишь с помощью феноменолого-герменевтического метода в условиях диалогической структуры коммуникации, что недоступно традиционной естественнонаучно ориентированной психологии.

Занимаясь изучением философско-методологических оснований психотерапии, Л.И. Воробьева предложила проект интерпретации психотерапии как дискурсивной практики в единстве трех структурных составляющих «знание – власть – этос» и исследовала особенности каждого из них. Это позволило расширить аналитику психотерапии, выйти за рамки традиционного эпистемологического анализа и описать ее социокультурные аспекты, а также более аргументировано продвигать идею культурной и институциональной автономии психотерапевтического дискурса от научной психологии и психиатрии.

Предметом ее интересов сегодня является поиск адекватного «телосу» (Аристотель) психотерапии определения, методология анализа психотерапевтического дискурса.

Основные публикации:

  • Проблема личности в контексте понятия жизнетворчества // Исследования по проблемам социальной и общей психологии и дифференциальной психофизиологии: сб. науч. тр. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР. 1978. С. 22–29.
  • Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии, № 2. 1995. С. 19 – 30.
  • Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии // Мир психологии, № 1. 1996. С. 8–23.
  • Субъект и/или автор (О категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии, № 2. 2004. С. 149–158.
  • Психоанализ и единство психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, № 4. 2007. С. 6–25.
  • Психотерапия как новая антропологическая практика // Культурно-историческая психология, № 2. 2008. С. 30–38.
  • Психотерапия и этика // Московский психотерапевтический журнал, № 1. 2009а. С. 80–98.
  • Философия гуманитарной практики // Труды по консультативной психологии и психотерапии. Вып. 2: Психология. Сознание. Культура / под общ. ред. Ф.Е. Василюка. М.: МГППУ; ПИ РАО. 2009б. С. 105–143.
  • Воробьева Л.И. (2010). Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. № 6. 2010. С. 3–13.
  • Философско-методологические основания психотерапии: исследовательский проект // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912–2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / под общ. редакцией В.В. Рубцова. СПб.: Нестор История. 2012а. С. 734–769.
  • Проблема человека – философский фундамент психологии жизненного пути // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы /под ред. Н.А. Логиновой, К.В. Карпинского. Гродно: ИЦ ГрГУ. 2012б. С. 29–43.
  • Проблема единства психотерапии и ее «τελος» // Журнал консультативной психологии и психотерапии, № 4. 2012в. С. 102–127.
  • Чем и как герменевтическая феноменология может быть полезна психотерапии (О философии «встречи»). Журнал практического психолога. № 4. 2013. С. 31–54.
  • Vorobyova, L. (2014а). Hermeneutics of suffering. The theoretical aspects of receiving sense in psychotherapy. Материалы Международного российско-испанского научно-практического семинара «Смысл и ценности: актуальные исследования и перспективы в испанском и российском гуманитарном образовании. 18 марта 2014. Российский центр науки и культуры (Испания).
  • Vorobyova, L. (2014b). Psychotherapy as practice of myself. World Conference on Psychology Sciences (2014-07-13). Las Vegas. Procedia-Social and Behavioural Sciences Journal.

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение