16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Юрий Анатольевич Самоненко

Юрий Анатольевич Самоненко

Москва

Кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор.

Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Руководитель научно-образовательной программы «Малая академия МГУ имени М.В. Ломоносова». Член диссертационных советов при МГУ им. М.В. Ломоносова и Тверском государственном университете.

Член Российского психологического общества, Межрегиональной эргономической ассоциации.

Член редсовета «Национального психологического журнала».

Член детской комиссии профкома МГУ.

В 1967 г. окончил Московский инженерно-физический институт, в 1978 г. - факультет психологии МГУ.

До 1982 г. работал в НИИ ядерной физики МГУ. Имеет 37 публикаций по космофизической проблематике.

В 1982-2017 гг. работал на факультете психологии МГУ, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии; в 1991–2000 гг. зам. декана по административным вопросам.

В 2002 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Функции, содержание, дидактические условия формирования научных методологических знаний у школьников».

Область научных интересов:

  • общая педагогика,
  • педагогическая психология,
  • школьная педагогика,
  • профессиональная педагогика,
  • психология воздействия,
  • разработка моделей обучения, нацеленного на формирование у учащихся главной компетентности, необходимой современному специалисту – умения учиться самостоятельно на протяжении всей жизни.

Читает курсы:

  • «Экономика труда и проблемы индустриальной психологии»,
  • «Психологические основы профессиональной подготовки»,
  • «Психология и педагогика в кадровой службе»,
  • «Трудовое право в деятельности психологов-практиков»,
  • «Психология безопасности эргатических систем»
  • «Психологические основы профессионального обучения»
  • «Психолого-педагогические основы проектирования учебного процесса» (на отделении повышения квалификации)
  • «Психологические и педагогические основы преподавательской деятельности» (на факультете педагогического образования)
  • «Методы воспитания и приемы педагогического воздействия» (на факультете педагогического образования)
  • «Как мы познаем мир и самих себя» (в рамках программы «МГУ – школе»)

Основные труды: автор более 60 работ, в том числе

  • Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата (соавт., 2015, 2016, 2019, 2020, 2021, 2022)
  • Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в системе непрерывного образования (соавт., 2019)
  • Психология труда: учебник для академического бакалавриата (соавт., 2019)
  • Дополнительное образование школьников: диагностика личностных достижений (соавт., 2015)
  • Мотивация к техническому творчеству детей и подростков (соавт., 2011, 2015)
  • Психология и педагогика: учебное пособие (2001)
  • Учителю физики о развивающем образовании (2011)
  • Опыт внедрения новых образовательных технологий в практику средних школ (соавт., 2003)
  • Обучающие технологии в естественно-научном образовании школьников: методическое пособие (соавт., 2002)
  • Психология и педагогика (2001)
  • Физика в средней школе (соавт., 1997)
  • Методические рекомендации по педагогике (1984)
  • Свое место в жизни (соавт, 1978)

Награды:

  • Первая премия Всесоюзного конкурса на лучшие образцы учебного оборудования (1990)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»