18 октября 2017 , среда

Известные психологи

Панов Виктор Иванович, р. 13.03.1945

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО. Профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета медицинской психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Профессор кафедры философии и психологии Московского государственного технического университета «МАМИ». Профессор кафедры психологических инноваций в образовании Московского института открытого образования.

Член редакционных советов научных журналов: «Российский научный журнал», «Ярославский психологический вестник», «Акмеология образования», «Вестник Костромского госуниверситета им. Н.А. Некрасова», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Экспериментальная психология».

Зам. председателя диссертационного совета ФГНУ «Психологический институт» РАО, член диссертационного совета ФГНУ «Институт психологии» РАН, член диссертационного совета Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова.

Научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Министерства общего и профессионального образования РФ. Председатель Экспертного совета по комплексному изучению человека (экология человека, психология, педагогика) Российского научного гуманитарного фонда, член Экспертного совета при Президиуме РАО, член Научного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО, член Экспертно-аналитического совета Международной ассоциации русского рукопашного боя.

Создатель и руководитель секции «Экологическая психология» Российского психологического общества. Член-корреспондент МАПСН.

В 1968 г. поступил на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение факультетата математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии». В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов».

Область научных интересов: экологическая психология, дифференциальная психология и психофизиология, методология психологии, психология одаренности и развивающего образования.

В докторской диссертации в развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу теоретически разработал и эмпирически верифицировал модель восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия.

Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики «порождения процессов восприятия», «экология детства», «одаренности школьников» привело В.И. Панова к созданию нового направления исследований – изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. Для разработки этого направления в1995 г. в Психологическом институте РАО по его инициативе была создана Лаборатория экопсихологии развития, руководителем которой он является по настоящее время. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил предложить новый подход к исследованию детской одаренности, в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания, как системно развивающихся свойств психики ребенка.

Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, В.И. Панов разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации.

Осуществил теоретико-методологический анализ и систематизацию теории и практики психодидактического подхода на материале общего и дополнительного образования.

В.И. Пановым (с соавторами) разработан и читается в различных вузах оригинальный учебный курс «Экологическая психология», специализация по которому в 2004 г. получила подтверждение Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им.Ломоносова на специальности  020400 «Психология». Также читает курсы «Психодидактика образовательных систем», «Психология экологического сознания», «Одаренность и одаренные дети», «Человек и его потребности».

Подготовил 11 докторов и кандидатов наук.

Автор более 50 работ, в т. ч.:

  • Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов (1993),
  • Рабочая концепция одаренности (в соавт., ред. В.Д. Шадриков) (1997),
  • семь учебных пособий для учителей («Библиотека «Одаренные дети») (1997-1998),
  • Основные направления экологической психологии (2001),
  • Введение в экологическую психологию (2001),
  • Экологическая психология: опыт построения методологии (2004),
  • Одаренность и одаренные дети: Экопсихологический подход (2005),
  • Психодидактика образовательных систем: теория и практика (2007).

Награды:

  • Почетная грамота Президиума Международной Академии Психологических наук «За выдающийся вклад в развитие теории и практики психологии» (2008),
  • Медаль К.Д. Ушинского (1999),
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (1998).

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение