16+
Выходит с 1995 года
24 апреля 2024

Кто есть кто

Виль Эммануилович Чудновский

Виль Эммануилович Чудновский

24.09.1924 - 09.01.2016

Доктор психологических наук, профессор. Почетный профессор ПИ РАО. Ветеран труда.

Ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии Психологического института РАО.

Действительный член Международной педагогической академии.

В 1949 г. окончил факультет истории Ташкентского вечернего педагогического института им. В.Г. Белинского, в 1962 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР.

В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Соотношение возрастных и типологических особенностей у детей дошкольного возраста», в 1992 го. - докторскую диссертацию на тему «Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование».

В 1949-1963 гг.  преподавал психологию в Ташкентском педагогическом институте и в ПИРЯЛ.

С 1964 г. работал в Московском НИИ психологии (затем - Институт общей и педагогической психологии РАО) в лаборатории Б.М. Теплова «Исследования проблем индивидуальных различий», а затем в лаборатории Л.И. Божович «Исследование психологических особенностей возрастного формирования личности».

С 1996 г. преподавал на факультете психологии Московского государственного областного университета.

Область профессиональных интересов:

  • соотношение индивидуальных и возрастных особенностей детей
  • психология личности
  • проблемы конформизма и устойчивости личности
  • способности и одаренность
  • психологические аспектв смысла жизни

Исследовал проблему уровня сформированности личности. Показал, что изучать уровень сформированности личности нужно с помощью понятия «устойчивость личности», в процессе исследований пришёл к выводу, что психологическую сущность устойчивости личности (а значит, и её сформированности) составляет её ориентация на отдаленные факторы. Исследования В.Э. Чудновского показали, что высший уровень устойчивости личности предполагает ориентацию человека на цели, выводящие его за пределы не только наличной ситуации, или узколичных интересов и интересов близкой ему группы людей в более широкую сферу. Также выяснил, что способности проявляются и развиваются сильнее, если одновременно с ними развивают личность, а правильно развитые способности, в свою очередь, ускоряют рост личности.

Первым в российской психологии рассмотрел проблему смысла жизни человека и смысла жизни педагога. Впервые в психологии описал фундаментальные характеристики смысла жизни (амбивалентность, интегральность, адекватность), выделил типы структурных иерархий, включающих «большие» и «малые» смыслы.

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • О нравственной устойчивости личности и ее формировании у подростка. М.: Знание, 1979
  • Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981
  • Воспитание способностей и формирование личности В. Э. Чудновский. М.: Знание, 1986
  • Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. М.: Знание, 1990
  • Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни: Для учащихся ст. классов / В.Э. Чудновский, Л.И. Звавич. М.: Интерпракс, 1993
  • Воспоминания о будущей школе: Кн. для учителя / Р.М. Бескина, В.Э. Чудновский. М.: Просвещение, 1993
  • Смысл жизни и судьба. - М.: Ось-89, 1997
  • Становление личности и проблема смысла жизни. М., Воронеж, 2006

Награды:

  • почетные грамоты
  • медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне» (1946)
  • медаль «40 лет победы в ВОВ» (1985)
  • медаль «50 лет победы в ВОВ» (1995)
  • медаль К.Д. Ушинского (1999) за значительные достижения в области психологии
  • медаль Г.И. Челпанова (2007) за вклад в развитие психологической науки

Воспоминания о В.Э. Чудновском Александра Васильевича Суворова

Интервью с В.Э Чудновским в журнале «Вопросы психологии» к 90-летию

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Воспоминания
  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Да здравствую верные продолжатели его дела: сотрудники ПИ РАО. Ищущие высокие смыслы в общечеловеческой и профессиональной деятельности

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»