21 августа 2017 , понедельник

Известные психологи

Семенов Игорь Никитович,

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры общей и экспериментальной психологии департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Научный руководитель гимназии N 1526 г. Москвы.

Директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования.

Член экспертного совета журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», член редколлегии международного междисциплинарного научно-практического журнала «Рефлексивные процессы и управление», «Педагогика и психология Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета».

Член Диссертационных советов при НИУ ВШЭ, при Университете РАО.

Действительный член Российской академии естествознания, Академии педагогических и социальных наук, Российской академии естествознания, Международной академии гуманизации образования, Европейской академии естествознания, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук.

В 1968 г. окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1971 г. - аспирантуру Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, сектор психологии научного творчества.

В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Системное исследование решения творческих задач», в 1993 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления».

Научные интересы:

  • человеческий потенциал
  • рефлексия
  • образовательные инновации
  • социогуманитарное знание
  • психология индивидуальности
  • самоорганизация
  • когнитивизм
  • философия образования
  • непрерывное образование
  • методология исследований
  • ментальность
  • мышление
  • культура

Является крупным ученым в области истории и методологии науки, акмеологии и эргономики, психологии творчества и гуманизации общего, дополнительного, высшего профессионального образования и разработки его научного (рефлексивно-психологического и инновационно-педагогического) обеспечения. Им создана научная школа рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества. Внедрение в социальную практику теоретических положений созданной И.Н.Семеновым научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества и реализующих эти достижения рефлетехнологий осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Сибирской академии госслужбы, в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы, а также в организованном им при Международной академии гуманизации образования Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (ИРПТиГО), в консультируемом им: в Киеве Институте рефлексивных специализаций (директор д.пс.н. М.И.Найденов) и в Москве – Институте рефлексивной акмеологии сотворчества (директор проф. С.Ю.Степанов), в Институте психолого-правовых исследований (директор к.пс.н. Г.Ф.Похмелкина) и в Центре Европейской практической психологии (директор советник РАЕ Г.Н.Бершацкий), которые успешно проводят тренинги игрорефлексики и рефлепрактики в ряде регионов России и странах СНГ. Указанные рефлексивно-психологические принципы и реализующие их акмеолого-педагогические рефлетехнологии внедрены в современную практику инновационного образования. Так, например, в столичной гимназии N 1526 под научным руководством И.Н.Семенова и с его методической помощью была разработана стратегия развития гимназии как инновационного образовательного учреждения современного типа, использующего передовые психолого-педагогические рефлетехнологии как для повышения квалификации педагогического коллектива и эффективного управления гимназией, так и для развития знаний, компетенций учащихся и нравственного воспитания их личностных качеств. Под научно-методическим руководством И.Н. Семенова в гимназии 14 лет проводятся ежегодные научно-исследовательские конференции школьников Южного округа (с изданием под его редакцией сборников их работ), а также успешно работают школьная психологическая служба и ресурсный центр.

Свой разносторонний научно-педагогический потенциал профессор Семенов И.Н. успешно реализует как в фундаментальных исследованиях процессов мышления и рефлексии личности, творчества и профессионализма индивидуальности, так и в прикладных разработках на всех ступенях непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования. В сфере дошкольного образования им разработаны с В.М.Дюковым психолого-педагогические стандарты предшкольной подготовки детей в дошкольном образовании и рефлетехнологии его управления. В сфере среднего образования И.Н.Семеновым разработаны: с М.Н. Берулавой концепция развития и гуманизации современной школы, с Т.Г.Болдиной – стратегия инновационного развития гимназического образования и его рефлексивно-педагогического обеспечения, с П.А.Оржековским и С.Ю.Степановым – принципы рефлексивно-психологического развития творческого мышления школьников. В сфере досугово-дополнительного образования И.Н.Семеновым разработаны с О.А.Доником и С.В.Ивановым рефлексивно-психологические принципы развития личности подростков во временных детских коллективах. В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи И.Н.Семеновым разработаны с В.М.Дюковым рефлексивно-педагогические принципы проектирования современной «школы здоровья» и с С.А.Смирновым – рефлексивно-психотерапевтической реабилиотологии лиц, страдающих различными видами зависимостей (алкоголизмом, наркоманией, токсиманией). В сфере военно-патриотического воспитания и спортивно-технической подготовки юношества И.Н.Семеновым обобщены с А.И.Анохиным пути развития системы предпрофессиональной подготовки юношей в Российской оборонной спортивно-технической организации и с В.В.Каштановым – принципы социокультурного проектирования образовательного процесса в спортивно-технических школах РОСТО. В сфере профессионального образования И.Н.Семеновым разработаны принципы социокультурного проектирования и рефлексивно-психологического обеспечения вузовского и последипломного обучения взрослых учащихся, совместно с Г.И.Давыдовой предложены принципы и технологи рефлексивно-диалогического подхода в психолого-педагогическом обеспечении вузовского образования, а с А.А.Деркачем и С.Ю.Степановым – рефлексивно-акмеологические принципы и технологии развития рефлексивной культуры профессионалов-управленцев.

Читает курсы:

  • История психологии
  • Педагогическая психология
  • Общая психология
  • Психология и педагогика

С конца 1980-х гг. совершенствует педагогический опыт преподавания курсов по методологии, психологии, акмеологии, педагогики в ряде столичных вузов (Академия госслужбы при Президенте РФ, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, МЭСИ, МГГУ им. М.А.Шолохова, НИУ ВШЭ) и в региональных университетах ( Бийск, Брянск, Гродно, Втебск, Запорожье, Орел, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Сочи, Тамбов).

Основные публикации: автор более 400 научных работ, в т.ч. 38 книг и пособий, отв. редактор 14 сборников.

  • Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. НИИ ОПП АПН СССР. 1990
  • Семенов И.Н. Тенденции развития психологии творчества и гуманизации образования. М-Воронеж. МПСИ.-МОДЭК.2000
  • Савенкова И.А.,Семенов И.Н. Рефлексивная активизация активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов. Сочи. НОЦ РАО. 2005;
  • Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел. ОРАГС. 2005;
  • Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск. МГПУ. 2007
  • Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении /под ред. И.Н.Семенова, Т.Г.Болдиной. М. ИРПТиГО. 2003;
  • Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования /Под ред. А.В.Карпова, И.Н.Семенова, В.К.Солондаева. М.-Ярославль. РПО. 2004
  • Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века. Материалы П-й Международной научно-практической конференции. /Отв. ред. И.Н.Семенов. Кисловодск. Тьютор. 2007
  • Лаптева О.И., Семенов И.Н. и др. Рефлексивно-профессионлаьное общение. Новосибирск. АГА. 2010
  • Дюков В.М., Семенов И.Н. Гуманизация дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М.Сфера. 2008
  • Дюков В.М., Семенов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении). М.Сфера. 2008
  • Дюков В.М., Семенов И.Н. Внутренний стандарт предшкольной подготовки в ДОУ. М.Сфера. 2008
  • Дюков В.М., Семенов И.Н. Инновационная педагогика. Модули инновационной компетентности и ииновационной деятельности в образовательном учреждении. Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава). Красноярск. Универс. 2007
  • Дюков В.М., Семенов и.Н. Специализированный учебный курс "Проблемы проектирования и развития Школы здоровья; Ч.1, 2. Киев. Здоровье. 2007
  • Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Развитие рефлексивного мышления педагогов. Учебно-методическое пособие. Омск. ООИПКРО. 2003

Награды:

  • лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования
  • Заслуженный деятель науки и образования РАЕ
  • медаль им. В.Е.Вернадского
  • медаль им. Маршала Покрышкина
  • медаль «75-летия ДОСААФ-РОСТО»

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение