27 июня 2017 , вторник

Известные психологи

Слободчиков Виктор Иванович, р. 02.06.1944

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

Директор Института развития дошкольного образования РАО. Председатель Диссертационного совета ИРДО РАО.

Член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви. Федеральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», программы модернизации российского образования.

Член Экспертного Совета (2016-2020) и Большого Жюри (1999-2019) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер — не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на факультет психологии Ленинградского государственного университета. С третьего курса учился на заочном отделении и работал в лаборатории диагностики психического развития детей Д.Б. Эльконина ПИ РАО. В целом он трудился в Психологическом институте РАО с 1968 по 1990 гг.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности знания детей о предметном мире». В 1994 г. —  докторскую диссертацию «Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)».

Научные интересы. Исследования В.И. Слободчикова связаны с изучением вопросов сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования.

В 80-х гг. В.И. Слободчиков пришел к собственному подходу к пониманию человеческой природы, уходящему корнями в христианство.

С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах.

В 1987 г. В.И. Слободчиков вошел в состав Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа». По заказу Госкомитета В.И. Слободчиков участвовал в написании новой концепции общего среднего образования (1988 г.). В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. В.И. Слободчиков предлагал добиваться для Института статуса экспертного заведения (что позволило бы институту препятствовать попыткам внедрению в школы программ полового воспитания, валеологии и других сомнительных инноваций), однако это не было осуществлено. В 1993 г. вышел с институтом из подчинения Министерства образования. После закрытия в  2004 г. ИПП РАО создал и возглавил Институт развития дошкольного образования РАО.

Организатор практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. Участвовал в разработке программы «Столичное образование». Входит в комиссию «Лучшие школы России».

С 2008 по 2013 гг. являлся Президентом Российской макаренковской ассоциации.

Основные труды:

  • Методы изучения синтезирующей функции сознания, М., 1975;
  • Вопросы теории и диагностики психического развития, М., 1982;
  • Психологические проблемы становления внутреннего мира человека, М., 1986;
  • Категория возраста в психологии и педагогике развития, М., 1991;
  • Антропологический принцип в психологии развития, М., 1998 (в соавт.);
  • Деятельность как антропологическая категория, М., 2001 (в соавт.);
  • Очерки психологии образования, Биробиджан, 2002;
  • Основы психологической антропологии, М., 1995, 2000, 2013 (в 3-х томах, в соавт.);
  • Антропологическая перспектива отечественного образования, Екатеринбург, 2009, 2-е изд. 2010;
  • Введение в антропологию образования, Биробиджан, 2012 (в соавт.);
  • Ключевые категории мышления профессионального педагога, М., 2013 (в соавт.).

Награжден Медалью К.Д. Ушинского (1995); Орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени (2004).

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение