16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Уроки Победы

Празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне отмечается выдающееся в тысячелетней истории нашего народа и незабываемое событие, в котором он проявил себя как Великий народ. Победа достигалась трудно, почти четыре года, и потребовала немалых жертв. Это была победа именно всего народа - тех, кто сражался на фронте, кто  трудился с полной самоотдачей в тылу (и преимущественно бескорыстно, не за деньги). В ней участвовал и стар, и млад – каждый делал и всё, что мог, и превосходя возможное. Обычный пример – моя семья. В ноябре 1941 года я 17-летним десятиклассником,  как и 7 других школьников, подал заявление о добровольной оправке на фронт. Это было время битвы за Москву и начала осады Ленинграда. После короткой первоначальной военной подготовки 21 января 1942 года мы приняли присягу, стали краснофлотцами батальона морской пехоты и участвовали в боях на Северном Кавказе, на южных подступах к Сталинграду, морских десантах на Таманском полуострове и др. Моя будущая супруга в возрасте 12-ти лет вступила в большую группу школьников, которые в 1942-1943 годах после уроков шили и вязали в Доме пионеров предметы военной одежды для фронта и потом была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Это – не исключение, а массовое поведение молодежи того времени. На флоте много было юнг даже подросткового возраста, а в армии – «сыновей полка».

День Победы - это не только дань памяти о воевавших и погибших, но и урок для живущих, молодежи. Всё в Великой Отечественной войне – это практическая школа гражданского долга, патриотизма, бескорыстия, мужества, героизма, примеры, которым и сегодня надо следовать всем.

В 1970-е годы я преподавал военно-морскую психологию на военно-морском факультете в одной из военных Академий. Такого направления знаний тогда ещё не было и мне пришлось их собирать. По итогам исследований я защитил в 1976 году даже докторскую диссертацию на тему «Психологическое обеспечение высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ» и издал ряд книг. В результате этой и продолжавшейся работы раскрылись основные уроки победы в Великой Отечественной войне.

Во-первых, победа неопровержимо показала, что победа в войне, в конечном счёте, всегда определяется состоянием духа тех масс, которые на поле боя проливают свою кровь. Дух наших солдат отразил лучшие черты нашего народа - дух патриотизма, единства целей, сплоченности, коллективизма, нравственности, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки. Действовало правило – погибай, но товарища выручай. Были и трусы, паникеры, предатели, число которых некоторые современные писаки пытаются преувеличить. В действительности их соотношение с настоящими бойцами было - 1 к 20 тысячам. Если бы было не так, то кто же стоял насмерть у Сталинграда, Ленинграда, Москвы, а потом погнал фашистские войска восвояси и заставил поднять руки в своем Берлине? Важно, чтобы сегодня молодежь и взрослые граждане были так же морально, психологически, педагогически, профессионально сплоченными и полностью готовыми к защите Родины. Надо всегда помнить, что какой бы мощной боевая техника ни была, она в главном не заменит человека. Техника была и остаётся лишь орудием достижения человеком своих целей, а он должен быть готовым умело использовать её для победы.

Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны учит, что все имеющиеся в стране боевые средства, личный состав должны быть хорошо подготовлены к отражению возможного внезапного нападения агрессора. Большие неудачи начального периода Великой Отечественной войны объясняются недостатком этого. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз заключили Договор о ненападении. Полного доверия к Германии не было, но открыто укреплять границы было нельзя, а потому укрепление задерживалось. Немецкие солдаты, тем не менее, вели себя вызывающе и дразнили наших короткими переходами через линию границы и стрельбой через головы. Наши стали отвечать. Однако из Москвы последовал строжайший приказ – «не стрелять, не давать повода для нарушения договора». Нарушителям запрета угрожал расстрел. Запрет сыграл психологически негативную роль. Когда на рассвете 22 июня 1941 года немецкие войска, нарушив договор и без объявления войны, перешли границу и стали в полную силу применять все виды оружия, наши неуверенно отстреливались, просили разрешения отменить запрет и дать полноценный ответ агрессору. Разрешение из Москвы пришло не сразу, а когда пришло, полноценный ответ наших войск на агрессию запоздал.

Согласно архивным документам, ещё до начала войны психологические трудности при принятии нужных решений испытывали командующие армиями и даже руководство страны. Дело в том, что с начала января и до 22 июня высшему руководству последовательно поступило около 20-ти сообщений наших зарубежных агентов с указанием «точной даты» внезапного нападения Германии. Наступали названные даты, а нападения не было. В результате при первых сообщениях наши войска приводились в полную готовность, а затем она начала снижаться, т.к. сообщениям перестали доверять. Так произошло и в ночь на 22 июня. Внезапное нападение германских войск оказалось, всё-таки, в значительной степени неожиданным (многие солдаты и командиры даже спали в казармах). Оно породило растерянность, суету, неорганизованность, а последствия оказались разрушительными (например, почти вся наша авиация была уничтожена на прифронтовых аэродромах, не успев подняться в воздух). К чести ВМФ, надо сказать, что командующий им адмирал Н.Г. Кузнецов 22 июня к 2 часам 40 минутам перевел силы флота на высшую готовность. Поэтому авиационный налет на главную базу флота в Либаве (Лиепая) был отражен, и было сбито несколько самолетов агрессора.

В-третьих, победа в сражениях достигается только хорошо подготовленными к ней вооруженными силами, превосходящими силы противника. В кабинете царского адмирала С.О. Макарова постоянно висел плакат с надписью «Помни войну». Не только человек, но и флот, а тем более - государство не могут хорошо подготовиться к успешным боевым действиям за несколько дней, месяцев и даже лет. В СССР только во второй половине 1930-х годов стали уделять большое внимание армии и флоту. Но времени было уже мало, подготовиться полностью к 1941 году не удалось. Особенно слабой оказалась подготовка командных кадров, в этом - одна из главных причин наших неудач начала войны в 1941, на устранение которой ушло полтора трудных года.

Урок Победы - народ и правительство обязаны в мирное время непрерывно повышать боевую мощь страны, не жалея сил и средств. Полезно помнить и то, что страну с сильным военным потенциалом уважают и побаиваются, стараются с ней не задираться и вести себя мирно. И, напротив, при ослаблении внимания к этому, уменьшении и устаревании боевых возможностей, ухудшении боевого мастерства и привлечении к руководству Министерством обороны некомпетентных в военном деле лиц, разогреваются аппетиты любителей поживиться чужими богатствами. К сожалению, нечто подобное имело место у нас. Сейчас имевшиеся упущения устраняются и впредь не должны повторяться. Нельзя ныне убаюкивать себя длящимся уже довольно продолжительное время миром, а нужно умножать усилия по обновлению вооружений и интенсивно готовить наших воинов к действиям в условиях, максимально приближенных к боевым. В это, в частности, может внести свой вклад психология и те разработки по психологической подготовке личного состава к действиям в условиях современной войны, которые существуют.

В-четвертых, победа в Великой Отечественной войне показала, что важнейшее значение имеет организация всей жизни страны в мирное время. Не случайно общее мнение – победу тогда одержал весь народ. Отношение к защите Родины определялось его национальной ментальностью, которая в России издавна отличалась общинностью, единством целей в построении социализма, общепринятыми и одобряемыми ценностями и нормами поведения, уважением друг к другу, привычкой решать задачи сообща, общими силами, помощью друг другу.

За последние 20 лет жизни в России произошли существенные отступления от описанных социальных и психологических особенностей народа, слом многих его традиций и норм поведения. Конституция Российской Федерации 1993 года декларирует построение в стране демократического, социального и правового государства. Прошло 20 лет, но нельзя сказать, что всё в стране побуждает сейчас всех граждан к совместному достижению такой цели. В духовной сфере общества и практике жизни распространены, вместо демократических, либеральные нормы поведения, основанные на праве человека делать всё, что выгодно лично ему. Демократия согласуется с коллективистскими отношениями, но либерализм - это индивидуализм. Социальные ориентации правительства слабы и сокращаются. Страна социально сильно расслоена, появились бедные граждане и миллиардеры, между которыми нет взаимопонимания и сотрудничества. Серьезно снизилась нравственность и высшей ценностью становятся деньги, на обретение которых разными способами направляются жизненные усилия граждан. Как справедливо сказал один американский философ: человек, для которого деньги  - всё, готов на всё ради денег. Это подтверждается и нашей практикой.

Духовная атмосфера в обществе отличается напряженностью и противоречивостью. Должных мер по её совершенствованию, отвечающему, в частности, поддержанию обороноспособности страны, не принимается. Из-за их отсутствия, как показывают социально-психологические исследования, главное социальное, психологическое и педагогическое влияние на людей стихийно прибрели программы телевидения. Понимают это работники телевидения или нет, но содержание передач сейчас приносит гражданскому и патриотическому становлению граждан больше вреда, чем пользы. Так, программы даже основных телевизионных каналов до 50% и больше заполнены передачами о быте, приготовлении дорогих кушаний, одежде, моде, макияже, сексуальных отношениях, обсуждению «проблемы» кто лучше – мужчины или женщины, как делать татуировки (возврат к диким временам человечества) и т.п. Активно представлены на экранах представители шоу-бизнеса. Они восхваляются, их показывают в одеждах, которые подходят больше для пляжей, показывается их богатая жизнь (по этому показателю они занимают третье место в стране), их опрашивают, как они достигли успеха, чуть ли не ежедневно (включая трансляцию по «РБК») идёт информация об их днях рождения, которые нередко и отмечаются с большой помпой, их постоянно приглашают на различные телевизионные игры с обычно миллионными выигрышами. Трудно найти на телеканалах передачу, аналогичную «Полю чудес» Л.Якубовича, в которой, по крайней мере, принимают участие только простые граждане со всех концов страны и которая пронизана российским духом, чего нельзя сказать и о нашей эстраде. Тут господствует подражание западной мелодической и исполнительской культуре, которая построена на криках, шуме, активном движении и верчении. Обидно, что на конкурсах «Голос России» и «Голос», даже детских (душа болит), подражание также преобладает. Эстрада людям, конечно, нужна, но разве эстрадная профессия - самая нужная стране? Она что - вносит самый большой вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны? Где инженеры, педагоги, врачи, военные, моряки, строители, шахтеры и др.? Почему их не уважает телевидение? Есть, конечно, социально значимые передачи, но они не столь часты и проводятся нередко в то время, когда надо ложиться спать.

В общем, вместо общинного человека-коллективиста, жизнь в стране и её особенности сейчас формируют иной - рыночный, непатриотичный тип личности, особенно среди молодежи, из которой вырастают современные защитники Родины. Испытывает трудности и образование, особенно высшее, которое и по организации, и по содержанию строится во многом антипедагогично и антипсихологично и стало рыночным, не выполняя должной социальной функции. Хромает и наша экономика, прежде всего, потому, что важнейшие средства производства (общенародная собственность) оказались в руках частных лиц, которые заботятся только о личном обогащении. К примеру, почему сейчас вводятся лимиты на электроэнергию и воду? Их владельцы выкачали всё из техники, созданной в советское время и приобретённой за копейки, но сами не построили новых электростанций и водоканалов на полученные большие доходы. Нужные для построек деньги у них есть, но они предпочитают тратить их лично на себя и прятать их в зарубежных банках.

Не в пользу своей обороноспособности, Россия стала чрезмерно зависимой от экономики и политики Европы. Это началось с конца 1990-х годов, когда торговля нефтью и газом превратилась в основную доходную статью бюджета, притормозив развитие индустрии и других, важных для обороны страны, производств. Недопустимость этого отмечалась ещё тогда нашими видными политиками и экономистами, но их советам правительство не вняло. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ещё больше усилило зависимость от Запада. При обострении международной обстановки Запад начинает играть на этих зависимостях.

Есть и другие особенности положения страны, которые имеют оборонное значение. Это, например, распространенность коррупции, резкий рост преступности разных видов, обилие иностранных граждан и гастарбайтеров (в печати была информация, что их число сейчас близко к 15 миллионам), имеющих другую ментальность, интересы и религию. Кто может сказать, как это отразится на прочности тыла в случае начала войны? Тревожно и то, что большой процент наших граждан (по опубликованным данным опросов - до 50% и больше) недоволен деятельностью правительства.

В-пятых, никогда нельзя проявлять беспечность в вопросах безопасности страны, нужно быть бдительным, оценивая происходящие в мире события. Опыт учит, что лучше переоценить опасность, чем недооценить. Ныне обстановка обострена и не улучшается. В двадцатых числах апреля я прочитал в одной газете оценку политики США как фашиствующего государства (но без обоснования автором такой оценки). Сначала подумал, что автор «перегнул». Но, разобравшись, понял, что в этой оценке что-то есть. Ведь гитлеровская Германия в 1930-1940-х годах стремилась к мировому господству. То же фактически обнаруживают США. Находясь на противоположной от Европы и Азии стороне земного шара, эта страна лезет в их дела.

Говорят, что война всегда начинается внезапно, как ни жди её. Опираясь на опыт Великой Отечественной войны, надо со всей серьезностью думать сегодня об обеспечении действительно высокой боевой готовности наших вооруженных сил и народа страны к самозащите.

Участник Великой Отечественной войны, психолог А.М. Столяренко.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Дмитрий Леонтьев «Между прошлым и возможным»
    25.03.2020
    Дмитрий Леонтьев «Между прошлым и возможным»
    «На человечество обрушилась пандемия глобальной неопределенности, связанная с коронавирусом, а на нас целая птица-тройка», — делится размышлениями известный российский психолог, профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев...
  • Атака на ментальность: Украина в кабинете психоаналитика. Видеозапись доклада на 10-м Саммите психологов
    19.07.2016
    Атака на ментальность: Украина в кабинете психоаналитика. Видеозапись доклада на 10-м Саммите психологов
    Терапевту очень часто приходится работать в условиях атаки, когда что-то в психике клиента или кто-то в рядах политической элиты противится восстановлению и установлению связей. И наиболее показательными для этого процесса являются различные кризисные периоды. Что же видится мне в основе такой атаки? Это действие таких механизмов как вытеснение, отрицание и расщепление, что в рамках терапевтического процесса принято рассматривать как сопротивление, если это касается психических откликов клиента...
  • Дискуссия психологов «Что случилось? Что дальше? Что делать? Психологические аспекты»
    15.06.2015
    Дискуссия психологов «Что случилось? Что дальше? Что делать? Психологические аспекты»
    Мы публикуем видеозаписи дискуссии «Что случилось? Что дальше? Что делать? Психологические аспекты», которая состоялась на IX Саммите психологов в Санкт-Петербурге 31 мая - 2 июня 2015 года
  • В Санкт-Петербурге состоятся лекции о том, как противостоять пропаганде
    14.04.2015
    В Санкт-Петербурге состоятся лекции о том, как противостоять пропаганде
    Студенты, получающие психологическое образование, остро чувствуют те новые вызовы и потребности, которые стоят сейчас перед современными специалистами. Редакция «Психологической газеты» публикует обращение студентов Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии к ректору А.И. Ватулину
  • Обращение программного комитета IX Санкт-Петербургского Саммита психологов
    24.03.2015
    Обращение программного комитета IX Санкт-Петербургского Саммита психологов
    Мы приглашаем вас к серьёзному и непростому разговору. Наверное, мало кто уже сомневается, что все мы стали свидетелями и участниками глобальных изменений, порождающих множество кризисов во всех сферах человеческой жизни: от политики и экономики до системы ценностей и смысла существования...
  • Как уберечься от новой мировой войны?
    28.07.2014
    Как уберечься от новой мировой войны?
    Отмечая столетие со дня начала Первой мировой войны все мы можем посмотреть назад и осмыслить уроки прошлого. Психолог, групп-аналитик Андрей Анатольевич Склизков - о том, как травматический опыт предков может оказывать влияние на события сегодняшнего дня, о том, как психологи могут помочь людям выразить чувства во время военных конфликтов и макросоциальных кризисов
  • Образ врага. Создание и деконструкция
    18.07.2014
    Образ врага. Создание и деконструкция
    Ещё до событий в Одессе, ещё до начала антитеррористической операции Национальной гвардии Украины состоялась скайп-конференция, на которой психологи и психотерапевты из разных стран обсудили, как создается и транслируется образ врага, к чему это приводит, какие механизмы заставляют людей конфликтовать с другими, и как можно деконструировать образ врага, чтобы посмотреть на ситуацию более объективно
  • Семейные отношения с Крымом и информационные войны: взгляд психолога
    26.03.2014
    Семейные отношения с Крымом и информационные войны: взгляд психолога
    Крым стал частью России. О психологических аспектах присоединения Крыма, о психологии информационных войн Ольга Бадьева побеседовала с клиническим психологом Марией Киселевой в эфире радио «Вести ФМ»
  • Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов (социально-историческая психиатрия)
    18.03.2014
    Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов (социально-историческая психиатрия)
    В середине 90-х в процессе моей работы в составе миссии Фонда президента США Дж. Картера по урегулированию российско-эстонского конфликта в Нарве мой коллега и друг — известный американский психиатр и психоаналитик профессор Вамик Волкан, огорченный непримиримой позицией сторон, как-то сказал мне, что «все межнациональные конфликты развиваются по сценарию паранойи»...
  • «В современных условиях нам нужна не толерантность, а повышение полиэтнической компетентности людей»
    12.11.2013
    «В современных условиях нам нужна не толерантность, а повышение полиэтнической компетентности людей»
    Глобализация стирает нации и это вызывает в людях протест, поскольку они хотят оставаться субъектами, принадлежащими к определенной нации, и соотносить себя с её историей. Национальное самосознание связанно с самыми глубинными эмоциями человека
  • О психастенических и психастеноподобных пациентах России. Часть 2
    28.03.2024
    О психастенических и психастеноподобных пациентах России. Часть 2
    Вниманию читателей — вторая часть пособия проф. М.Е. Бурно для психотерапевтов и клинических психологов с врачебной душой.
  • Экстренная психологическая помощь как направление деятельности психолога
    28.03.2024
    Экстренная психологическая помощь как направление деятельности психолога
    А.Ю. Коджаспиров рассказал об особенностях оказания экстренной психологической помощи, об остром психотерапевтическом вмешательстве, задачах кризисного консультирования, правилах и конкретных методах оказания первой психологической помощи и др.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»