16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
«Психология должна быть приоритетом в различных жизненных выборах»

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Людмилой Александровной Регуш, посвященное 50-летию её работы в РГПУ имени А.И. Герцена. Людмила Александровна — доктор психологических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Председатель Учебно-методического совета по базовой психологической подготовке по направлению «Педагогическое образование», объединяющего представителей 23 психологических кафедр вузов России. Член Экспертного Совета и Большого Жюри Национального психологического конкурса «Золотая Психея». Специалист в области психологии развития и образования.

- Людмила Александровна, поздравляем Вас с 50-летием работы в РГПУ им. А.И. Герцена! Это событие для Вас?

- Моя профессиональная деятельность началась еще раньше: я начала с работы учителя. И уже 50 лет работаю в РГПУ им. А.И. Герцена. Безусловно, для меня это очень важное событие, настолько важное, что я устраивала  встречу–интервью с теми герценовцами,  которые сотрудничали со мной  в разные годы, начиная с 60-х. Эта встреча называлась так: «50 лет развития психологического образования в РГПУ им. А.И. Герцена глазами участника». На неё пришли и бывшие студенты, аспиранты, лаборанты, преподаватели смежных дисциплин, ректоры, проректоры и деканы факультетов, на которых я работала. Воспоминания, обмен впечатлениями … Нам удалось оживить историю развития психологии как учебной дисциплины, порадоваться тому, что российская психология активно встраивается в контекст мировой психологии, развивает не только методологию, но и практические отрасли.

- Если говорить о профессиональной самореализации, что за эти 50 лет было наиболее значимым, важным?

- Ощущение самореализации - со мной. Важно то, что все эти годы, начиная с 60-х годов, во мне жила вера в полезность, важность, значимость психологии для системы образования учителя. Эта вера позволяла мне оставаться собой, не раздваиваться, не двуличничать. Поэтому значимыми оказывались те дела, события, которыми жил РГПУ имени Герцена: поиски путей оптимизации психологического образования учителя, открытие психолого- педагогического факультета, открытие кафедры психологии развития и образования и её специализации как профильной, а не только общеуниверситетской, создание научной школы, многолетние исследования психологии подростка и так далее.

- Что больше всего помогало Вам достигать своих целей - целеустремленность, вера в себя?

- По-моему - добрые отношения с людьми, с которыми работала в разных ролях. Никакая целеустремленность не пойдет на пользу, если испорчены отношения, некомфортная психологическая атмосфера. А я, слава Богу, все эти 50 лет проработала в очень доброжелательной среде. Это относится и к тем, кому я была подчинена, и к тем, для кого я была руководителем. Правда, это меня не закалило, не сформировало стрессоустойчивости к конфликтным ситуациям. Но пусть лучше так, чем всю жизнь провести в преодолении конфликтов. В комфортной профессиональной среде, даже при минимальной целеустремленности, но при систематической работе, можно получить хороший результат.

Несколько слов о систематической работе. Это для вузовского преподавателя интересный момент. Мой учитель и друг – профессор Наталия Михайловна Дружинина, - научила меня профессиональной организации труда. Она простая: на календаре отмечаешь, сколько часов в этот день работал. Если меньше 7 часов, то приплюсовываешь их к следующему дню. Если придерживаться этого правила, то можно сделать очень много.

- Как психологу достичь профессиональной реализации?

- Очень просто – нужно этого хотеть, психология должна быть приоритетом в различных жизненных выборах. Может быть, покажется наивным то, что я хочу рассказать, но так было. В 1968 году, когда я была аспиранткой, в Киеве проходил съезд психологов. И у меня было такое ощущение, что я не могу не поехать на этот съезд, я же психолог! Поэтому за свой счёт, без приглашений ездила на съезды - и в Киев, и в Тбилиси, и в Москву. И не зря: именно благодаря общению на этих, теперь уже очень давних по времени съездах, я познакомилась и подружилась с ведущими психологами России, вошла в профессиональное сообщество.

- Сейчас Вы работаете в области дифференциальной психологии развития. Расскажите, пожалуйста, о том, что Вас вдохновляет продолжать работу в этой сфере?

- Основным вдохновителем является жизнь. После 90-х годов началась активная дифференциация людей по самым разным направлениям: по уровню и качеству жизни, по возможностям для самореализации, по возможности получить образование, медицинскую помощь и так далее. Это дифференцирование начинается уже с момента зачатия и набирает обороты по мере роста человека. Естественно, что законы психического развития действуют, преломляясь через особенности дифференцированного социума. Оказалось, что психология развития, которая описывает среднестатистического человека, не годится для практики. Нужны, актуальны знания об уникальных и неповторимых путях социализации, развития. Они, с опорой на знание общих закономерностей, могут дать положительный результат.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»