31 января —
2 февраля 2016

Санкт-Петербург Творческий кластер "АРТМУЗА"
13-я линия Васильевского
острова, д.70-72

Полная программа фестиваля в PDF

Профессиональное интернет-издание «Психологическая газета»
при поддержке Компании «Иматон» приглашает специалистов
в области куклотерапии, арт-терапии, песочной терапии,
сказкотерапии, психологического театра, а также всех,
кому интересна психологическая роль куклы и маски
в развитии и жизни человека!

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
мастер-класс
16:30 - 18:00

Тряпичная кукла

Ее значение, изготовление и применение в народной традиции

Дарья Владимировна Малышева

психолог, ведущая занятий и групп личностного роста, создательница ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО Центра Возрождения традиций и культуры славянских народов, ведущая женских славянских практик, автор различных тренингов, семинаров, курсов, Специалист по внутренней мотивации человека. Вице-президент Международной трансперсональной федерации «Шестая Цивилизация». Сертифицированный бизнес-тренер, Мастер бизнес-коуч, официальный представитель компании «B-Coach Systems» и Международного университета лидерства (Leadership University, США) в России, преподаватель института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург)

Вы познакомитесь с видами народных тряпичных кукол по их принадлежности и значимости.
Сделаете несколько видов кукол по способу изготовления: вепская кукла, закрутка, кувадка.
Узнаете, какое значение имела кукла в народном представлении.
Познакомитесь с примерами мистификации куклы.
Изучите психотерапевтический эффект изготовления народной куклы.
Узнаете больше о символизме в народной кукле и возможностях психодиагностики при изготовлении народных кукол.

Народная тряпичная кукла может быть очень интересна, и как способ быстро из подручных материалов создать игрушку для ребенка, и как способ психотерапевтической самопомощи женщины и всей ее семье. Раньше народная кукла участвовала практически во всех праздниках и важных событиях из жизни человека и его семьи. Изготавливались куклы и на время родов, и на свадьбу. В любой ситуации, когда женщина чувствовала тревогу или нуждалась в поддержке, такой помощницей ей могла стать простая тряпичная кукла. Как же такое возможно?


В разной местности есть свои особенности изготовления кукол, но все они носят примерно похожую значимость и везде им придается похожий смысл. Все куклы по способу изготовления очень простые, даже девочки от 6 лет вполне могут их сотворять.

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
мастер-класс
11:00 - 13:00

Авторская кукла – рукодельный проводник в женское бессознательное

Альбина Юрьевна Татаринцева

кандидат психологических наук, доцент, декан психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, член Российского психологического общества, ведущая программ повышения квалификации по куклотерапии и психотерапевтическому рукоделию, автор книг «Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда», «Куклотерапия детских страхов» (Воронеж)

Авторская кукла, изготовленная собственными руками – это не просто рукодельное изделие, а помощник в путешествии по просторам внутреннего мира современной девочки, девушки, женщины.
В век информационных технологий рукоделие является необходимой потребностью для сохранения состояния душевного комфорта и спокойствия.
В ходе мастер-класса участницы:
  • изготовят авторскую куклу;
  • исследуют свое альтер-эго с помощью куклы;
  • научатся диагностировать свое состояние с использованием куклы;
  • найдут «своих» в огромном мире «разных».
2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
мастер-класс
16:30 - 18:00

Песни моей души

Психологический театр

Татьяна Геннадьевна Огородникова

кандидат психологических наук, психолог-консультант, сертифицированный специалист по процессуально-ориентированной психологии, клинический психолог, педагог-психолог агентства информационных и социальных технологий «АИСТ», автор научных статей, ведущая авторских семинаров и тренингов (Нижний Тагил)

У каждого человека есть один уникальный инструмент – его собственная личность. Общаясь, работая, проявляя свои способности, достигая цели, мы, прежде всего, используем самого себя.

Наш психологический театр поможет всем желающим открыть себя миру и другим людям, расширить представление о собственной личности так, чтобы она засияла новыми гранями.

Представьте себе шикарный рояль: все струны работают, клавиши не западают, но играть вы не умеете. Раскрытие себя, нахождение «песни своей души» – это как раз умение играть «все, что захочу», что позволяет  быть естественным, открытым, полностью ощутить «вкус самой жизни».

В нашем психологическом театре оживают песни, живущие у каждого человека в душе. В процессе работы происходит активное взаимодействие с участниками, их внутренними мирами. Благодаря этому приобретается новый жизненный опыт, обогащаются модели поведения, умение находить ресурсы для реализации своих желаний.

Проигрывая образы героев, человек путешествует к своей душе, в мир своих желаний, чувств, возможностей, туда, где мы все настоящие, подлинные. Ведь наша душа гораздо мудрее нашего ума.

Данный опыт может способствовать:

  • укреплению созидательного и ценностного начала в собственной душе;
  • пониманию собственных желаний, стремлений, интересов;
  • гармонизации психоэмоционального состояния;
  • получению опыта работы с куклами в психологическом театре;
  • принятию многообразия проявления чувств, мыслей, действий, желаний, стремлений другими людьми.

В процессе игры в психологическом театре происходит самораскрытие, более глубокое внутреннее познание и расширение зоны принятия себя в целостную систему, через проживание состояний, связанных с различными проявлениями собственной личности.

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
мастер-класс
11:00 - 13:00

«Вот такие мы… монстры»

Использование кукол в коррекции отношений воспитанников закрытых учреждений

Лариса Геннадьевна Тельнова

психолог Центра личностного развития «Кайдзен», член комиссии по образованию, развитию и терапии Международного Союза кукольных театров (EDT commission of UNIMA), автор проекта «Создание арт-терапевтической мастерской», реализуемого в Ижевской воспитательной колонии и поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, автор и ведущая семинаров по куклотерапии (Ижевск)

Вынесенные в заголовок слова были произнесены одним из воспитанников колонии после рассматривания фигурки человека, которую он вылепил. С этого началась глубинная внутренняя работа подростка.
 
Не секрет, что кукла - это визуальная метафора реальной жизни, представлений о себе, своих чувствах. Кукла символизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть раскрыто. Однако, условия закрытых учреждений (спецучилищ, воспитательных колоний) накладывают ограничения на выбор материалов и форм для организации работы с воспитанниками. Из чего можно сделать терапевтическую куклу? Солома, дерево, ткань, зола, пластилин…
 
Используя приемы куклотерапии на занятиях в арттерапевтической мастерской воспитательной колонии, психологами были отобраны материалы, наилучшим образом отвечающие целям и условиям работы. Полимерная глина, фольга и оберточная (крафт) бумага помогут увидеть себя как в зеркале. А изменить?
 
В ходе мастерской предлагается рассмотреть следующие вопросы:
  1. Цели и задачи психологической помощи воспитанникам закрытых учреждений. 
  2. Особенности куклотерапии в закрытых учреждениях (воспитательных колониях, спецучилищах).
  3. Факторы выбора материалов, преимущества материалов и техник.
  4. Освоение способов изготовления кукол из «безопасных» материалов.

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
мастер-класс
11:30 - 14:00

Экодизайн в создании кукольного образа

Природные и подручные арт-средства в работе психолога и педагога

Наталия Вадимовна Дубровская

художник-педагог, руководитель Артстудии для детей и взрослых, автор учебно-методического пособия по ФГОС для педагогов, психологов, руководителей творческих студий, воспитателей «Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников», много лет работает на радио и телевиденье, постоянная ведущая рубрики «Мастер-класс» в телепрограмме «Беседка», организатор художественных выставок и мастер-классов в России, Эстонии, Латвии, Финляндии, Болгарии, Китае; лауреат конкурса «Женщина года» в 2011 году, участник XVII Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года»
(Санкт-Петербург)

Для того, чтобы умело и красиво делать поделки – одного хотения мало. Но, с чего начать? Подготовка начинается с идеи. При этом учитывается множество моментов: быстрота и легкость изготовления, доступность материала, эффектный дизайн, экономичность.
 
Каждое новое изделие — это частичка души и тепла его автора. Это возможность реализовать мечты и фантазии, почувствовать себя в роли мастера и художника, который делает мир добрее и светлее!
 
На мастер-классе будет представлен нетрадиционный подход к созданию художественной работы в необычном исполнении – техники экодизайна. Участники научатся создавать кукол из подручного материала, использовать в качестве сырья вещи, которые обычно подлежат утилизации.
 
Вас ждут необычные превращения обычных вещей…
31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Музыкальная гостиная
18:30 - 20:00

Щелкунчик - герой нашего времени

Психологический цвето-музыкальный портрет известнейшего кукольного персонажа

Владимир Михайлович Элькин

кандидат медицинских наук, психотерапевт, музыкант, музыкальный терапевт, член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», автор книги «Театр цвета и мелодии ваших страстей», создатель методики «Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства», преподаватель Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург)

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
мастер-класс
18:30 - 20:00

Возможности применения персонифицированных метафорических карт

Наталья Витальевна Дмитриева

профессор кафедры педагогики и психологи девиантного поведения Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, ректор Новосибирского института клинической психологии, доктор психологических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, врач-психотерапевт Европейского реестра, соавтор книг «Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии», «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем» (Санкт-Петербург, Новосибирск)

Уважаемые участники, обратите, пожалуйста, внимание! Это единственное мероприятие программы Фестиваля, которое состоится в Учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» Компании «Иматон» (Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, д. 59).
Составить предварительное впечатление об этой атмосферной сокровищнице поможет виртуальный тур!

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Экспериментальная лаборатория
18:30 - 20:00

Body modification. Modification of the soul.

Модификация тела. Модификация души.

Олеся Владимировна Казанцева

психолог-консультант, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, администратор Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург)

Коллеги! Добро пожаловать в театр! Театр под названием «Жизнь».
 
Позвольте предложить Вам увлекательное путешествие в самый потайной уголок – в гримерную. Именно тут рождаются образы будущих персонажей, именно тут актеры меняют себя, чтобы, выйдя на сцену «Жизни», изменить ход событий и воплотить в реальность сценарии, свои мечты об успехе и признании.
 
Тело и душа неразрывно связаны между собой. Изменения, происходящие внутри нас, находят отражение в нашем теле; а состояние тела оказывает влияние на состояние души. Испокон веков человек в своем развитии обращал взор на себя и искал пути, которыми он мог бы прийти к совершенству – физическому и духовному.
 
На сегодняшний день модификация тела человека принимает такие разнообразные и необычные формы, что нам остается только удивляться. Удивляться, изучать и использовать этот феномен как психологический ресурс – глубокий источник вдохновения, развития и совершенствования.
Что скрывается за масками, которые люди рисуют не только на своих лицах, но и на всем теле? Для чего меняют очертания тела? Какие вопросы нам задают, и какие ответы могут дать нам знаки на коже? Какие модификации тела есть в каждом из нас, а мы не придаем этому значения?  
 
В рамках творческой лаборатории каждый сможет попробовать на себе, что такое body modification в той или иной форме. Поддайтесь искушению примерить необычную для себя маску! Гримерная ждет Вас!
2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
Мастерская
14:00 - 16:00

Лоскутные истории

Обратите, пожалуйста, внимание!

Участникам желательно принести с собой кусочки ношеной ткани, которые хранятся в семье.

Светлана Юрьевна Львова

арт-терапевт, руководитель психологического клуба «Пегас», член оргкомитета и ведущая Южно-Российского Конгресса арт-терапевтических практик, член Восточно-Европейской ассоциации арт-терапии и её региональный представитель в Краснодарском крае, член Южно-Российской гильдии психотерапии и тренинга (Краснодар)

В психологической науке в целом усиливается тенденция к исследованиям через искусство. Народное искусство ресурсно, как никакое другое. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Это уникальный мир духовных ценностей. Изучение истории своего народа, привнесение в жизнь традиций, способствует восстановлению, усилению связи с нашими корнями, со своим родом.

А когда за тобой Род, Предки – ты любим и можешь делиться своей любовью с окружающим миром, ты Целый, ты Могущественный и нет проблем, есть испытания, которые при такой поддержке ты выдержишь, пройдёшь и станешь сильнее, гармоничнее.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света.

Любопытно, что практически всегда Ваша «новорожденная» кукла окажется похожей на Вас. В ее внешности «всплывут» черты Вашего характера, Ваш творческий потенциал.

На мастерской мы будем создавать одну из народных тряпичных кукол.

Участникам желательно принести с собой кусочки ношеной ткани, которые хранятся в семье.

P.S. В ходе мастерской будет уникальная возможность облачится в одежду, сшитую из хлопчатобумажной ткани, украшенную вязаным кружевом, тесьмой и деревянными пуговицами — это длинные рубахи и фартуки, разработанные и сшитые по спецзаказу, по старинным выкройкам...

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Спектакль с обсуждением
15:30 - 18:00

«Черный человек»

Поэма С.А. Есенина в прочтении Ресурсного психотерапевтического театра «ЭПИ-KriZZ» Ольги Коротиной

Ольга Викторовна Коротина

клинический психолог, эксперт рабочей группы Государственной Думы Российской Федерации, сотрудник Центра судебной психиатрии им. Сербского, участник XVII Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года в номинации «Психологический инструмент года»
(Москва, Санкт-Петербург)

Отрывок статьи «Сцена - путь к прозрению» Людмилы Письман в «Психологической газете»

«Меня зовут Альберт, я более 10 лет «в проблеме», третий месяц выздоравливаю. Прошлого не вернуть». «Галя, мне 16 лет, из Волгограда, трезвая уже 6 месяцев, рада, что стою на этой сцене». «Катя – созависимая, муж в реабилитации больше полугода, жду, люблю, верю, что он справится»… Под негромкую музыку десять молодых людей и девушек в черных костюмах рассказывают о себе – скупо, в двух словах, но так проникновенно, так горько…

«В проблеме» – это значит, на наркотиках. Сегодня они встали на долгий и непростой путь избавления от зависимости и проходят курс лечения в одном из загородных реабилитационных центров Национального антинаркотического союза (НАС). Но лечение бывает разное. Можно принимать лекарства, и от этого будет безусловная польза. А можно выйти на театральные подмостки и с помощью сценического искусства рассказать о житейских коллизиях и переживаниях – так, чтобы все тёмное, тягостное, тусклое растворилось в лучах театральных софитов. Как в песне поется: «Скоро кончится любой бой, победит, сомнений нет, – свет…».

Идея первого психотерапевтического спектакля антинаркотического театра «ЭПИ-KriZZ» зародилась в психологической мастерской Ольги Коротиной, руководителя реабилитационных программ, сотрудника института им. Сербского, клинического психолога высшей категории. Слово «эпикриз» означает заключительную главу в наблюдении за пациентом, вывод о том, как развивалось его заболевание и каким может быть его итог...

Прочитать статью полностью

Познакомиться с проектом «Ресурсный психотерапевтический театр ЭПИ-KriZZ Ольги Коротиной» (психокоррекционная программа для людей с зависимостью) в номинации «Психологический инструмент года» в рамках XVII Национального конкурса «Золотая Психея»

Посмотреть телерепортаж о Ресурсном психотерапевтическом театре на сайте Первого Канала - Санкт-Петербург

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Встреча с Мастером
18:30 - 21:00

В гостях у Сказочника. Встреча с Доктором Балу

Обратите, пожалуйста, внимание!

Количество участников встречи ограничено!

Пожалуйста, сообщайте
о желании участвовать
до 29 декабря 2015 года
по адресу psy@psy.su

Андрей Владимирович Гнездилов

профессор, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета в Великобритании, врач-психиатр, эксперт по оценке экзистенциальных и терминальных факторов болезни, председатель Ассоциации онкопсихологов России, соучредитель первого в России хосписа; автор многочисленных книг по сказкотерапии «Психология и психотерапия потерь», «Истории на закате дня», «Песни души» и других.
В работе, жизни и творчестве Андрея Владимировича куклы и маски занимают важное место и играют заметную роль...
(Санкт-Петербург)

И кто теперь слушатель?

Переступая порог Дома Сказочника, Гость незаметно для самого себя становится Хозяином. Хозяином своей жизни и своей сказки. Неуловимое мгновение удивления, проникновенный миг вдохновения, неожиданно нахлынувшее воспоминание… И вот Гость сам становится Сказочником-Рассказчиком, Утешителем для себя и других!

«Ночная карета»*

Коллеги, прийти в Дом Сказочника смогут те из Вас, кто расскажет историю! Начало ее уже известно: «Часть 1. В горах поселился колдун…»

Придумайте свое продолжение и пришлите в оргкомитет по адресу psy@psy.su
Ваши самые интересные сказки опубликует «Психологическая газета».

Главная инструкция для участников встречи: Забудьте, что вы – не дети!
И Вы сможете побывать у самого себя в гостях!

«Король-трубочист»*

«Детство»*

*Иллюстрации из книги Доктора Балу «Истории на закате дня»

Вниманию участников фестиваля!
Пожалуйста, сообщайте о желании прийти в Дом Сказочника до 29 декабря 2015 года по адресу psy@psy.su

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Киноклуб
18:00 - 20:00

Тематический художественный фильм-тайна

Просмотр фильма с обсуждением

Обратите, пожалуйста, внимание!

Встреча состоится
в Институте практической
психологии «Иматон»
по адресу:
Санкт-Петербург, 10-я линия
Васильевского острова, 59

Все подробности о фильме останутся в тайне – их узнают только те участники, которые придут его посмотреть!

По-настоящему готов к познанию только тот, кто не знает, с чем встретится...
 

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
кукольный спектакль
19:30 - 20:40

«Всадник CUPRUM». Спектакль-достопримечательность

Кукольная поэтическая драма о любви к девушке, морю и Петербургу

Обратите, пожалуйста, внимание!

Билет на спектакль
гарантировано
получают в подарок

от Генерального спонсора
Компании «Иматон»
участники, подтвердившие
свое желание посетить театр
до 29 декабря 2015 года
по адресу psy@psy.su

Театр находится по адресу: Санкт-Петербург, ул.Пушкинская, д.19
станция метро «Владимирская« / «Достоевская»
(выход на Большую Московскую улицу и Кузнечный переулок)
станция метро «Маяковская» / «Площадь Восстания»
(выход на Невский проспект и улицу Марата)

1 февраля 2016 года,
начало в 19:30
продолжительность 65-70 минут,
без антракта

KUKFO

Театр «Кукольный формат» — KUKFO

Авторский театр петербургского художника Анны Викторовой, творческое содружество режиссёров, артистов, музыкантов, поэтов, технологов, которые не просто серьёзно относятся к театру кукол, но для которых этот не амбициозный жанр составляет смысл жизни. В афише театра спектакли для детей и взрослых, созданные различными творческими группами и объединённые «форматом» театра кукол.

«Кукольный формат» – театр проектов – участвует в больших и малых городских событиях - «День Достоевского», «Азбука театра», «Ночь музеев», проводит собственную социально ориентированную программу «Театр для всех», осенний фестиваль «День Творения», посвященный дню рождения поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник», включается в другие акции, в которых удаётся продемонстрировать яркие творческие черты театра кукол.

Автор идеи Тимур Бекмамбетов
Координатор проекта Елизавета Богословская
Режиссер-постановщик, художник Анна Викторова

Актеры: Ольга Донец, Светлана Дорожко, Ольга Федорова, Антон Витченко, Алексей Смирнов, Алексей Шишигин, Андрей Яркин

Рецензия «Психологической газеты»

«Золотую маску» принес  спектакль «Всадник CUPRUM» своему создателю – Санкт-Петербургскому театру «Кукольный формат» еще в 2005 году. И вот уже более 10 лет этот уникальный спектакль живет для зрителя на сцене своей загадочной, метафорической и самобытной жизнью.

Повествующий легенду о возникновении Санкт-Петербурга на болотах и в туманах северных неуютных широт спектакль рассказывает историю любви Великого Царя и Неизвестной Чухонки…

В бесконечной разлуке с возлюбленным девушка горькими слезами отчаяния выплакала в реку свою несбывшуюся женственность, свою нереализованную потребность в материнстве, свою безутешную душу – широкой и полноводной рекой стал прежде маленький звонкий ручей. Драматичной и поэтичной метафорой, глубинными архетипичными символами наполнился географический факт, отраженный в самом названии реки. «Нева» (от праиндоевропейского «neṷa» – «новая») была названа так древними германцами и балтами, которые стали свидетелями поражающего воображение природного явления – естественного прорыва вод Ладожского озера в Финский залив.   

Рассказанная актерами и куклами история превратилась в драгоценный целительный нарратив, лаконично и талантливо повествующий о настоящих чувствах живой искренней любящей души.

Вдохновленный знаковыми произведениями Пушкина, Достоевского, Хармса, Набокова, Белого «Всадник CUPRUM» покоряет зрителя-знатока отсылками к известным цитатам великих авторов. Неискушенного зрителя спектакль подкупает эмоциональной точностью и жизненной правдивостью каждого слова и жеста.

Глубокое впечатление у зрителя оставляет одна из главных героинь спектакля – вода. Настоящая текучая звонкая плещущаяся вода, принимающая активное участие в происходящем. К концу театрального действа не остается и капли сомнения: Нева живая!..

Спектакль «Всадник CUPRUM» - достопримечательность Петербурга. Единственный в мире выстроенный вокруг реки город, главной его площадью стала Нева. К водному лику Невы обращен парадный петербургский фасад. На невских набережных, богато одетых в торжественный гранит, возведены важнейшие городские здания в своем пышном и праздничном великолепии. К неугомонным, своенравным и неукротимым водам реки Невы простер свою величественную десницу Медный Всадник – знаменитый памятник Императору России Петру Великому…

Кукольная поэтическая драма о девушке, море и Петербурге «Всадник CUPRUM» раз и навсегда развеивает все туманные сомнения о выборе места для создания города и времени для встречи с любовью.    

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер- класс
16:30 - 19:30

Спектакль-тренинг «Быть услышанным!»

Психологический театр

Светлана Евгеньевна Никитина-Красуля

педагог-психолог, танцевально-двигательный терапевт, тренер, актриса Санкт-Петербургского театра «Давайте посмотрим!», преподаватель Института практической психологии «Иматон», организатор фестивалей «Пространство танца», «Театр и психотерапия», автор-составитель программ для детей и взрослых, ведущая клуба для родителей «Семейный очаг» (Санкт-Петербург)

«Наша миссия: обеспечить каждому возможность быть услышанным»

Джонатан Фокс, основатель Плейбек театра,
Нью Йорк, 1994

Маски, куклы, игрушки помогают организовать Игру, создать спектакль в психологическом театре. Участники мастерской познакомятся со спектаклем-тренингом как формой групповой работы, где каждый может быть услышан, каждый может найти свое место в пространстве творчества.

Психологи часто видят близко горе, потери, стресс, страх, разобщенность. Психологический театр помогает объединить людей, через игру и творчество позволить доверию, открытости и любви войти в нашу жизнь. Люди, объединенные общей игрой, общими переживаниями, становятся причастными к жизни каждого.

Психологический  театр существует на стыке психологии и искусства. В театре используются методы практической психологии и подход плейбек- театра. В атмосфере творческой игры рождаются и становятся видимыми живые истории.

Предлагаемая мной психотерапевтическая  модель - психологический театр - способствует совместному творчеству, формированию безопасного пространства и доверия. Помещая проблемные ситуации в игровое поле, участники видят динамику отношений и событий жизни, что делает их доступными для понимания и исследования. Внутренний мир становится видимым и слышимым, наполненным смыслом и объемным.

Психологический театр имеет свойства и тренинга, и спектакля. Каждый участник здесь может быть актером, рассказчиком или музыкантом. Спектакль рождается на глазах. Спектакль-тренинг насыщен движением, импровизацией, спонтанной игрой, чему способствуют используемые технологии плейбек-театра, методы танцевально-двигательной и арт-терапии.

Совместное творчество помогает самовыражению, ощущению своей уникальности, дает чувство общности, радость совместного действа. Вместе со спектаклем рождается глубинное чувствование и понимание ценности каждого. Какой спектакль родиться сегодня?..
 

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Психолого-педагогическая мастерская
12:00 - 14:30

Кукла с увечьем – не игрушка!

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Светлана Николаевна Никифорова

кандидат психологических наук (клиническая психология и психофизиология), доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

Елена Ивановна Николаева

доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения; автор более 300 научных работ, в том числе учебников «Психофизиология» и «Психология семьи», автор книг «111 баек для детских психологов», «Воспитать одаренного ребенка. Как?», «Леворукий ребенок: диагностика, профилактика, коррекция», «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи», «Хорошая девушка начинает и выигрывает» и многих других книг для специалистов и родителей; преподаватель программ повышения квалификации по детской психологии в Институте «Иматон» (Санкт-Петербург)

В любом европейском аэропорту Вы можете увидеть множество людей с разными особенностями развития. В нашей стране огромное число людей с ограниченными возможностями здоровья находится дома, а потому российские дети и взрослые редко встречаются с ними.

Принятые в 2014 году ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – исключительно важные и нужные документы.

В процессе подготовки к реализации инклюзивного образования курсы повышения квалификации проходят учителя. Но готовы ли сами дети к обучению с «иными» детьми?

Наше исследование осведомленности детей 5-7 лет о детях с проблемами в развитии и уровня толерантного отношения к ним привело нас к неутешительным выводам...

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
15:30 - 18:00

Мамина мастерская

Узелковые игрушки из платка

Елена Викторовна Ларечина-Петш

детский психолог, семейный консультант, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология, психопатология, психотерапия», программы повышения квалификации специалистов по сопровождению семей с детьми раннего возраста, обучающего семинара по проблемам привязанности в детско-родительских отношениях, методического тренинга «Родители и дети - жизнь в согласии» в Институте «Иматон», автор книг, статей и дидактических материалов по вопросам воспитания и развития детей, ведущая тренингов и семинаров личностного роста по авторским программам; лауреат Всероссийского конкурса «Новые технологии для «Новой школы», номинант Национального конкурса «Золотая Психея», почётный работник общего образования Российской Федерации (Санкт-Петербург)

Узелковая игрушка может стать самой первой игрушкой младенца, а затем прекрасным спутником ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста в поездках в метро, в очередях к доктору или просто в ситуации ожидания.

На масстер-классе участники узнают, как обычный носовой платок может стать:

  • способом развития эмоциональных отношений взрослого и малыша,
  • источником творчества взрослого и фантазии ребёнка,
  • средством профилактики конфликтов в детско-родительских отношениях...
1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Лекция-рассказ
12:30 - 16:30

Метод драматической психоэлевации

Лечебный кукольный театр

Ирина Яковлевна Медведева

детский психолог, арт-терапевт, писатель, член Союза писателей России; автор пьес для кукольных театров, для психокоррекционной работы, аудиопьес и многочисленных книг, в том числе в соавторстве с Т.Л. Шишовой: «Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Дети нашего времени», «Лекарство - кукольный театр», «Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии» и другие издания для специалистов и широкой аудитории заинтересованных родителей (Москва)

Метод драматической элевации - наш (Татьяны Львовны Шишовой и мой - Ирины Яковлевны Медведевой) путь психокоррекции детей от 3-х до 12-13 лет, находящихся в пограничном состоянии психики с самой разнообразной симптоматикой:

  • фобии,
  • гиперзастенчивость,
  • демонстративность,
  • агрессивность,
  • элективный мутизм,
  • логоневроз,
  • энурез невротического происхождения,
  • гиперактивность,
  • а также легкие формы аутизма.

Метод можно назвать индивидуально-групповым, т.к. занятия происходят с небольшой группой детей (6-9 детей) и их родителей, но каждый ребенок в зависимости от своих особенностей занимается по индивидуальной программе. Ведут занятия два педагога-психолога.

Основной «инструмент» психокоррекции - простейший кукольный театр...

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Фольклорно-психологическая мастерская
18:30 - 20:00

Волшебный клубочек судьбы

Александра Андреевна Марамзина

психолог-консультант, позитивный динамический психотерапевт, тренер позитивной психодрамы, преподаватель института Позитивной динамической психотерапии, руководитель московского отделения Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, руководитель мастерской «Лялькины куклы»
(Москва)

Позитивная куклотерапия помогает задействовать широкий спектр чувств и умений.

Мастер-класс отправляет нас в историю, поскольку выстроен из традиционных элементов (сказка, игра, рукоделие), но конечным результатом является построение будущего.

Мы утверждаем и на практике подтверждаем, что игра и путешествие должны быть основой жизни и взрослого, и ребенка. Ведь для пращуров это было аксиомой!

Статья Александры Марамзиной «Народная кукла для мамы и дочки»

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
16:30 - 19:30

Позитивная куклотерапия

Архаические (экстатические) трансы в обрядах инициации

Владимир Юрьевич Слабинский

врач-психотерапевт, автор метода «Позитивная динамическая психотерапия» и арт-терапевтической методики «Позитивная куклотерапия» (Компания «Иматон», 2015 год), кандидат медицинских наук, доцент Научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» Санкт-Петербургского государственного университета, директор Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, руководитель Института позитивной динамической психотерапии; председатель комиссии Экология человека и психология безопасности Русского географического общества; преподаватель Института практической психологии «Иматон»; преподаватель Учебного центра Санкт-Петербургского Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева; соредактор канадского журнала «Прикладная психология и психотерапия» (со-editor journal «Applied psychology and psychotherapy», Canada), сопредседатель оргкомитета международной конференции «Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского»; лауреат конкурса «Университетская книга» (2007); лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года; автор более 100 научных работ, в том числе 18 монографий и учебных пособий по психотерапии и психологии, среди которых «Основы психотерапии. Практическое руководство» и «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции»; читал лекции и проводил тренинги в Университетах и учебных центрах 10 стран мира - России, Австрии, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Украины, Швеции, Чехии, Эстонии
(Санкт-Петербург)

Александра Евгеньевна Шарт

врач-психотерапевт, младший научный сотрудник Научно-клинического и образовательного центра "Психотерапия и клиническая психология" Санкт-Петербургского государственного университета; преподаватель Петербургской школы психотерапии и психологии отношений; преподаватель учебного центра Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева; базовый тренер и обучающий психотерапевт в методе позитивной динамической психотерапии
(Санкт-Петербург)

Тряпичная кукла является одной из значимых составляющих народной культуры. В жизни традиционной семьи куклы выполняли много функций, среди которых особо следует выделить сакральную и педагогическую функции.

Изучение традиционных культур позволяет обнаружить присутствие мистериальной традиции, в рамках которой экзистенциальные переживания способствуют личностному росту иницианта. Мистериальные обряды включали в себя песнопения, музыку, танцы, надевание масок и работу с определенными ритуальными позами, способствующими особым трансовым переживаниям. Для вхождения в экстатический транс использовались необычные положения тела, которые на протяжении тысячелетий изображались в произведениях искусства древних народов, в том числе, в образах народных кукол.

В настоящее время использование ритуальных поз для переживания трансовых состояний является одной из техник экзистенциальной психотерапии. Пиковые эмоциональные состояния в момент переживания архаических трансов являются сильным инструментом личностной трансформации.

Участники мастер-класса будут иметь возможность:

  • познакомиться с обрядовой составляющей народной культуры;
  • приобрести личный опыт проживания архаического (экстатического) транса, влияющего на изменение Я-концепции;
  • познакомиться с возможностью использования теории структурных архетипов при интерпретации возникших в трансе визуальных образов.
31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
15:30 - 18:00

Дары Макоши

Позитивная куклотерапия

Обратите, пожалуйста, внимание!

Книги В.Ю. Слабинского в Учебно-методическом коллекторе «Мир психолога»:
практическое руководство «Основы психотерапии. Практическое руководство»,
книга для специалистов и заинтересованных родителей «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции»

Надежда Михайловна Воищева

психолог, заместитель директора Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, супервизор, базовый тренер и обучающий психотерапевт в методе позитивной динамической психотерапии, тренер позитивной психодрамы; соведущая программы повышения квалификации по куклотерапии в Институте практической психологии «Иматон»; член оргкомитета международной конференции «Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского»; лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года; автор более 30 научных работ по психотерапии и психологии, читала лекции и проводила тренинги в Университетах и учебных центрах России, Казахстана, Польши, Эстонии (Санкт-Петербург)

Владимир Юрьевич Слабинский

врач-психотерапевт, автор метода «Позитивная динамическая психотерапия» и арт-терапевтической методики «Позитивная куклотерапия» (Компания «Иматон», 2015 год), кандидат медицинских наук, доцент Научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» Санкт-Петербургского государственного университета, директор Петербургской школы психотерапии и психологии отношений, руководитель Института позитивной динамической психотерапии; председатель комиссии Экология человека и психология безопасности Русского географического общества; преподаватель Института практической психологии «Иматон»; преподаватель Учебного центра Санкт-Петербургского Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева; соредактор канадского журнала «Прикладная психология и психотерапия» (со-editor journal «Applied psychology and psychotherapy», Canada), сопредседатель оргкомитета международной конференции «Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского»; лауреат конкурса «Университетская книга» (2007); лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2013 года; автор более 100 научных работ, в том числе 18 монографий и учебных пособий по психотерапии и психологии; читал лекции и проводил тренинги в Университетах и учебных центрах 10 стран мира - России, Австрии, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Украины, Швеции, Чехии, Эстонии.
Участник XVII Национального психологического конкурса Золотая Психея по итогам 2015 года в номинации Психологический инструмент года, проект: методический комплекс для психологов, психотерапевтов, педагогов «Арт-терапевтическая фольклорно-психологическая методика "Позитивная куклотерапия"»
(Санкт-Петербург)

Современная культура не способствует взрослению, а в психотерапии под «развитием личности» зачастую понимается фиксация индивида на детском опыте. Во многом это вызвано тем, что в современной культуре утрачены многие мистериальные обряды, связанные с возрастными инициациями. Важно, что для прохождения инициации осознание психологических механизмов обрядовости не является определяющим, важнее субъективный опыт человека, полученный в ходе обряда. По нашему мнению, реконструкция традиционных мистериальных обрядов и воссоздание на этнографическом материале «новых/старых» методик формирования и коррекции характера является не только важной психотерапевтической задачей, но и основным перспективным направлением развития позитивной динамической психотерапии.

В 2011 году в русле метода позитивной динамической психотерапии нами была создана фольклорно-психологическая методика «Дары Макоши: Позитивная куклотерапия». Главная цель этой методики предоставить возможность пройти возрастные инициации с помощью арт-терапевтических техник, разработанных с учетом большого массива этнографических данных о культуре людей традиционного общества. Суть методики заключается в последовательной активации при помощи народных кукол пяти структурных архетипов, позволяющих восстановить женскую целостность.

Изначально методика разрабатывалась для взрослых женщин и девушек, у которых на диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я. Отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского, отвержение или идеализация Я-мужского в итоге проявляются в неумении выстраивать гармоничные Ты-отношения, проблемах в семейной жизни, конфликтах на работе. Многолетний опыт применения методики показал, что при незначительной модификации она эффективна также при работе с детьми обоего пола и взрослыми мужчинами.

Методика «Дары Макоши: позитивная куклотерапия» с успехом применяется в России, Казахстане, Украине, Эстонии.

Участники в процессе мастер-класса:

  • изучат теоретические основы методики «Дары Макоши: позитивная куклотерапия»;
  • познакомятся с базовым комплектом кукол;
  • приобретут практический опыт групповой формы работы с методикой посредством мифодраматического прохождения одного из путей женской инициации.
31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер–класс
15:30 - 18:00

Индивидуальные расстановки с куклами

Использование кукол в системно-феноменологическом подходе

Светлана Викторовна Воробей

врач-психиатр, психотерапевт, сертифицированный системный терапевт, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Семейная терапия: системный подход» в Институте «Иматон», обучающий терапевт Немецкого общества системных расстановщиков (DGfS), член Международной ассоциации расстановок (ISCA), президент Региональной общественной организации «Содружество системных психотерапевтов и консультантов» (ССПК), действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, директор Санкт-Петербургского Института системной терапии и организационного консультирования
(Санкт-Петербург)

Куклы широко используются представителями системно-феноменологического подхода, так как они позволяют эффективно использовать метод системных расстановок в процессе индивидуального консультирования клиентов.

Системно-феноменологический подход в индивидуальном консультировании с использованием кукол опирается на особую форму восприятия, позволяющую увидеть переплетения судеб между членами семейной системы и вступить в контакт с тем, что находится в бессознательном для поиска хорошего решения.

Системное мышление и знание системных переплетений может легко и с огромной пользой интегрировать в свою работу психолог любого психотерапевтического направления.

Ведущая  расскажет об особенностях, нюансах и процедуре проведения индивидуальных расстановок с куклами, продемонстрирует работу с индивидуальными запросами участников мастер-класса.

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
10:30 - 12:00

Экспериментируем в пространстве клоунтерапии

Светлана Аркадьевна Котова

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, автор и ведущая программ повышения квалификации по клоунтерапии, по разрешению конфликтов в образовательной среде и по школьной медиации в Институте практической психологии «Иматон», клоун-терапии обучилась в Италии на курсе Энрике дель Цио
(Санкт-Петербург)

Наталия Петровна Мошкова

учитель музыки, музыкотерапевт, лечебный педагог, соведущая программы повышения квалификации по клоунтерапии в Институте «Иматон», клоунтерапии обучилась в Италии на курсе Энрике дель Цио
(Санкт-Петербург)                                    

Клоунтерапия - это одно из новейших направлений в практической психологии.

В ходе мастер-класса участники:

  • познакомятся с основами клоунтерапии,
  • исследуют свои новые творческие возможности,
  • получат возможность снять психоэмоциональное напряжение,
  • расширят свой коммуникативный репертуар новыми приемами общения.

Клоунтерапия - уникальный ресурс для проработки пространства своего бессознательного, встречи с архитипическими образами внутри себя, развития рефлексивных возможностей.

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Психотерапевтическая мастерская
12:30 - 15:30

Маска и Тулово Куклы: танце-терапевтическая встреча

Елена Валентиновна Буренкова

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и психотерапии Института практической психологии и психоанализа, руководитель международной программы повышения квалификации «Мультимодальная терапия творчеством», танцевально-двигательный терапевт, преподаватель и супервизор программы специализации «Танцевально-двигательная психотерапия», специалист в области интермодальной терапии творческим выражение, арт-терапии, куклотерапии, музыкотерапии; автор многочисленных мастерских и семинаров по куклам в психотерапии и куклотерапии с 2003 года, таких как: «Удивительный мир Танца и Кукол», «Берегиня тайн и премудростей», «Куклотерапия и Кукла в психотерапии»,  «Кукла и Тело: Танец встречи», «От лоскуточка к истории», «Я и моя половинка: отношения в паре на примере куклы «Неразлучники», «Жила-была кукла», «Кукольная мозаика», «Я и моя кукла» и т.д.; автор публикаций по вопросам применения кукол в исследовании некоторых аспектов телесности, в индивидуальной и групповой работе (Пенза, Москва)
 

Так много слов сказано о куклах, так много исследований и экспедиций проведено, и так мало мы знаем о сути куклы. Для кого-то кукла – это нечто таинственное и пугающее. Кому-то кукла становится помощником и в жизни, и в труде, и в горе, и в радости.

Во все века - и в прошлом, и в будущем - кукла не оставляет равнодушным ни ребенка, ни взрослого, ни художника, ни ученого. Кукла поистине является древнейшим ключом к сокровищнице человеческой души и мироздания.

На сегодняшний момент кукла - и авторская, и традиционная - становится одним из инструментов для специалиста помогающих профессий. Это не случайно – ведь кукла, согласно исследованиям В. Проппа, сама по себе является помощником.

На мастерской участники познакомятся с особенностями строения тулова куклы как особого телесного знания, узнают о технологии определения смысла, хранимого в символическом соединении частей тулова. Это станет  своего рода мостиком к тайнам нашего Я, воплощенного в «живом» экспрессивном теле.

Безликость куклы также хранит в себе тайну. Маска куклы, ее лик, проявляясь в определенный момент времени, становится срезом эмоционального переживания «здесь-и-сейчас». Концепция Body Knowledge и методы танцевально-двигательной терапии позволяют исследовать послания маски безликой куклы, сотворенной человеком. Участники познакомятся с принципами и алгоритмом работы с туловом и маской безликой куклы.

Мастерская станет пространством исследования, где каждый будет мастером своей куклы в создании и движении. Так участники и встретятся с тайной схемы и кода тулова куклы, отвечая на актуальные вопросы о жизни и об отношениях, узнавая некое послание о собственном мире.
В этом помогут методы танцевально-двигательной терапии, в том числе концепция LMA (Р.Лабан), методы  мультимодальной терапии творчеством и  куклотерапии.

На мастерскую приглашаются все специалисты помогающих профессий и те, кому интересен мир кукол.

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
Психотерапевтическая мастерская
12:30 - 15:30

Маска, я тебя знаю!

Ольга Николаевна Никитина

магистр психологии, психолог-консультант, работает в гештальт-подходе, дважды победитель конкурса педагогических достижений, соавтор проекта «Родительский клуб», соавтор технологии песочного рисования «Sand-Story», автор и ведущая арт-терапевтической мастерской по методу «Sand-Art», педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В  традициях карнавалов, в том числе, и в России, где они назывались маскарадами,  был определенный этикет. Если один человек узнавал другого в маске, то он подходил совсем близко и шептал: «Маска, я тебя знаю!» Узнанный же, в ответ, должен был открыть лицо.

На мастерской при помощи интегрированных техник гешталь-подхода и арт-терапии будет возможность  узнать, какая   Ваша  маска выглядывает в первую очередь и кто есть еще. Принять участие в практической работе, в процессе которой  Вы сможете узнать о том, как Вы взаимодействуете со своей Персоной и Тенью, проявить те свои качества, которые спрятаны в теневой части личности, понять насколько Вам удается  быть независимым, уникальным, индивидуальным и одновременно принимаемым и желанным для других людей.

Песок и световые столы будут помощниками, чтобы узнать себя другого, найти ответы на вопросы, которые Вас волнуют.
 

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
12:00 - 14:30

Символическая жизнь куклы в психологической песочнице: диалоги, игры, послания

Обратите, пожалуйста, внимание!

Участникам в ходе масте-класса потребуются исключительно свои, специально найденные для персонального творчества кусочки интересных тканей, материал для украшения – блестки, камешки, бусины, кристаллы, цепочки... Запасайтесь!

Евгения Яковлевна Мищенко

психолог-консультант, тренер, сертификация учебного центра Хаус-Штайнхайм (Баден-Вюртенбург, Германия), автор и ведущая личностных групп, создатель методик «Сценарное моделирование» и «Психотерапевтический синтез», автор 40 публикаций и 2 книг, в том числе книги «Юнг в 21 веке: новейшие технологии песочной терапии» (прочитать отрывок), ведущая пролонгированных обучающих программ по юнгианской песочной психотерапии в Институте «Иматон» (Санкт-Петербург)

Символическая фигурка в психологической песочнице – не просто предмет. Персонифицированная фигурка – кукла – носит имя, хранит историю, обладает глубоким психологическим смыслом для человека её создавшего.

Говоря о кукле, мы не случайно используем глаголы в действительном залоге, словно кукла самостоятельный субъект. Будучи мощным проективным стимулом, кукла наполняется символическим содержанием клиента и в психотерапевтической практике становится важным действующим лицом.

С куклой играют, делятся, проживают тяжелые ситуации. Кукла вплетена в жизнь человека, с ней проходят дни и годы. Кукла воплощает частичку души, помогает преобразить жизнь и обрести счастье.
 
В ходе мастер-класса участники познакомятся со всеми этапами «рождения» символической ресурсной куклы в психологической песочнице. Изучат приемы психотерапевтической работы с куклой: диалоги, игры, ритуалы, послания.

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Интерактивная лекция
16:30 - 19:30

Биография «Песочного человека»

От античных мифов до американских комиксов

Станислава Юрьевна Смагина

практикующий психолог, историк, тренер, директор Музея смеха «Трикстер», автор и организатор прошедших в Москве, Петербурге и Костроме выставок «Лукоморье – мир советского детства», «Дорогами фольклорных дураков», «Эники-беники, или Заклинания детства», «Загадки быта или Умные Маши на вес», автор книги «Я и Другой» (тренинги по национальной самоидентификации), ведущая психотерапевтической мастерской «Провокативные методы в психологическом консультировании, индивидуальной и групповой психотерапии» и других авторских программ повышения квалификации в Институте «Иматон» (Санкт-Петербург)

Тема Фестиваля «Куклы и маски» стала закономерным продолжением изучения возможностей применения психологической песочницы в рамках состоявшего в прошлом году Всероссийского фестиваля песочной психотерапии. С обсуждения «картины мира», воплощенной в песочном пространстве,  акцент перемещен на персонажей, персон, субъектов.

Искусство толкования в песочной терапии чаще всего относится к тому, Что появляется на песке. Но Кто около песка?

Как песок персонализировался у греков, иудеев, мусульман?
Почему в еврейской культуре о потомстве говорится и как о «песке морском»?
Кого из праотцев лишили возможности оставлять следы на песке?
Как развивался образ «песочного человека» в культуре?
И почему Фрейд боялся «песочного человека»?
Когда появилась «песочница» как символ детства?
Как изменились представления о песке в новое и новейшее время?

Попробуем посмотреть герменевтику самого песка, его значение в разных культурах. Мы встаем перед зеркалом и видим имиджевую картинку. Но в зеркальном лабиринте имидж «песочного терапевта» распадается на множество образов: от Оле Лукойе до Sandmena Ника Геймана.

Попробуем оглянуться и познакомимся с этим многообразием масок…

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
12:00 - 14:30

Маски в психотерапевтической работе с детьми, пострадавшими от насилия

Обратите, пожалуйста, внимание!

Ведущие мастер-класса участвовали в разработке методических материалов «Технология психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации». По итогам 2011 года проект стал победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея». В «Психологической газете» можно прочитать интервью с соавторами проекта: «Нет такого зла, причиненного человеком человеку, которое другой человек не мог бы исправить».

Марина Веанировна Земляных

кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, член Российской ассоциации детских психиатров и психологов, член Международного сообщества по предотвращению насилия над детьми, международный консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), доцент кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, преподаватель Института «Иматон» (Санкт-Петербург)

Татьяна Геннадьевна Лебедева

психолог-консультант, педагог-психолог Санкт-Петербургского государственного учреждения «Социальный приют для детей «Транзит», преподаватель Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург)

Наталия Владимировна Солнцева

кандидат психологических наук, психолог-консультант, доцент кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, преподаватель Института «Иматон» (Санкт-Петербург)
 

Перенесенное ребенком физическое или сексуальное насилие влияет на интерпретацию им собственного жизненного опыта, на его Я-образ, на цели, которые он ставит перед собой, на его систему ожиданий и прогнозов относительно будущего. В психотерапевтической работе с детьми, пострадавшими от сексуального насилия, важным является выстраивание временной перспективы, то есть работа с прошлым и будущим ребёнка.

Арт-терапевтическая методика «Маски: Мое настоящее, Мое прошлое, Мое будущее» является инструментарием, позволяющим найти путь к заблокированным переживаниям. Использование данной методики направлено на отреагирование сильных негативных переживаний, снятие нервно-психического напряжения, осознание психотравмирующей ситуации и ее влияния на эмоциональное состояние, а также на последующие жизненные выборы.

В процессе мастер-класса мы:

  • рассмотрим специфику использования арт-терапевтической технологии «Маски» в работе с детьми, пострадавшими от насилия, в том числе наихудших форм сексуального насилия.
  • на примере реальных масок, изготовленных детьми, пострадавшими от разных форм насилия, поговорим о психодиагностических возможностях методики «Маски».
  • познакомимся с психотерапевтическими возможностями и рассмотрим пошаговую технологию работы с данной методикой на примере создания собственных масок.

В период с 6 по 8 февраля 2016 года в Институте «Иматон» ведущие мастер-класса проведут семинар-спутник «Особенности психологической работы с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации». При оформлении заявки на Фестиваль можно подать заявку на обучение в семинаре и получить скидку 20%

2 февраля
вторник
полная программаПрограмма фестиваля
Арт-терапевтическая мастерская
12:30 - 15:30

Мудрость Шута

Нина Викторовна Балабанова

кандидат психологических наук, доцент, член Российской арт-терапевтической ассоциации, сертифицированный консультант и тренер Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров, специалист по арт-терапии, ведущая авторских обучающих программ повышения квалификации в Институте «Иматон», автор свыше 80 публикаций по психологии и арт-терапии (Краснодар)

«От штучек шута нет спасения.
Да, и кто стал бы его искать!
Без энергии шута все мы были бы просто картинками»

Салли Николс

Участники мастерской исследуют фигуру шута в мировой и личной истории. Речь пойдет о реальных людях и литературных персонажах. Самый загадочный, противоречивый и притягательный теневой герой, тот о котором Мария Луиза фон Франц писала: «наполовину дьявол, наполовину спаситель», наставник королей и деревенский дурачок, пугающий и вдохновляющий своей внутренней силой.

  1. Шут странствующий, энергичный, вездесущий, безрассудный и бессмертный.
  2. Шут и король: драматический диалог.
  3. Шут как обманщик и герой.
  4. Место шута в последовательности арканов. Шут в Таро.
  5. Традиции шутовства на Руси. Шуты-пророки и целители.
  6. Терапия шутовством. Доктор-клоун.

Формы работы на ходе мастерской:

  • мини-лекция по истории шутовства;
  • обсуждения и парные упражнения;
  • просмотр видеоматериалов, анализ архетипов героев;
  • работа с коллекцией кукол-клоунов.

Прочитать в «Психологической газете» интервью с Н.В. Балабановой «Клоун – друг, наставник и утешитель»

1 февраля
понедельник
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
12:30 - 15:30

Психологические шахматы

Авторские фигурки русских сказочных архетипов в светлой и темной патине для работы с конфликтами

Татьяна Михайловна Грабенко

кандидат педагогических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, сказкотерапевт, игротерапевт, автор и ведущая обучающих программ по сказкотерапии в Институте практической психологии «Иматон», руководитель Автономной некоммерческой организации дополнительно профессионального образования «Центр обучения креативным технологиям, методам гуманизации бизнеса и образования».
Участник XVII Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года в номинации «Психологический инструмент года», проект:  психолого-методический комплекс игровой терапии для детей и взрослых «Игра длиною в жизнь» 
(Санкт-Петербург)

Суть шахматных партий заключается в том, что представленные черно-белые фигуры архетипов,  могут олицетворять:

  • конкурентов и противников,
  • деловых партнеров и супругов,
  • женское и мужское начало,
  • сильные и слабые стороны личности.

С противниками ведется борьба, а  с конкурентами – состязание. Потенциальных партнеров изучаем и привлекаем, личностные особенности изучаем, принимаем, воспитываем,  развиваем, используем, изменяем...

Ход игр напоминает шахматные баталии. В игре участвуют два игрока – две персоны, две группы или две субличности одного человека. Игроки имеют в своем распоряжении черную или белую коллекцию фигурок русских сказочных архетипов. И ходят по очереди, выбирая для каждого хода одну фигурку и формулируя мысль, сообщение, адресованное оппоненту… За считанные ходы ядро конфликта предстает перед игроками как на ладони. Искать решение помогает не только визуализация поля незримой битвы, но и богатство ассоциаций, навеянных фигурками русских сказочных архетипов.          

«Психологические шахматы» используются для формирования навыков ведения диалога и полилога, для  развития способностей в области аргументации и контр-аргументации; для решения конфликтных ситуаций в области партнерских, детско-родительских и производственных отношений. «Психологические шахматы» применимы в  игровых дидактических модулях бизнес-тренингов и консультирования.

Партия в «Психологические шахматы» дает клиенту возможность изучить сильные и слабые стороны ведущих архетипов, проявляющихся в субъектах коммуникации, развить в себе психологическую зоркость и научиться использовать эти способности в  личной и социальной жизни.

31 января
воскресенье
полная программаПрограмма фестиваля
Мастер-класс
12:00 - 14:30

Когда беременность не наступает

Народная кукла как инструмент перинатальной психотерапии

Обратите, пожалуйста, внимание!

Публикации ведущего в «Психологической газете»:
О секретах применения кукол в перинатальной психологии
;
Интервью с И.В. Добряковым «Перспективы перинатальной психологии в России зависят от нас»

Традиционная народная кукла хороша тем, что её может сделать каждый, она у всех получается! Кто-то может сделать очень красивую куклу с первого раза, кто-то – через некоторое время, но получится – у всех. Кукла – архетипический образ матери, отражающий универсальные представления коллективного бессознательного.

Изготовление традиционной куклы проводится с беременными женщинами, не уверенными в себе, боящимися предстоящего материнства, а также имеющими семейные проблемы, проблемы с вынашиванием ребенка.

Уместна работа с традиционными куклами  на определенном этапе психотерапии бесплодных пар.

При проведении занятий по дородовой подготовке с целью коррекции психологического компонента гестационной доминанты проводится тренинг с «перчаточными» куклами. И это лишь некоторые из множества задач, для решения которых применима кукла в перинатальной психологии и психотерапии.

Однако важно отметить, что использование традиционных кукол – не панацея. Работа с ними – лишь часть комплексной психотерапии. Кроме того, опасность использования традиционных народных кукол, применяемых в различных обрядах, состоит в том, что возможно развитие мистифицированного мышления. Этого ни в коем случае нельзя делать.

Я хотел бы на мастер-классе показать, что можно работать очень по-разному. Будучи официальным супервизором Российской психотерапевтической ассоциации, могу свидетельствовать, что одна из очень частых ошибок психолога – проекции. Бессознательно психолог начинает навязывать клиентке свой образ жизни, пропагандирует свои взгляды…

Перинатальному психологу следует проводить коррекционную работу грамотно и экологично. Самое главное – идти за клиенткой, быть очень осторожным и бережным.

Места проведения Всероссийского психологического фестиваля «Куклы и маски»

Основная площадка, 31 января - 2 февраля.
Творческий кластер «АРТМУЗА» по адресу: 13-я линия Васильевского острова, д. 70-72

Дополнительная площадка, 31 января, вечерняя параллель с 18:30 до 20:00.
Компания «ИМАТОН» по адресу: 10-я линия Васильевского острова, д. 59

Манекены, солдатики и марионетки. Матрешки, кокэси
и нецке. Петрушка и Арлекин, Голливог и Щелкунчик. Берегиня,
Лихоманка и Макошь. Вуду и навий...

Анимизация окружающих предметов и персонализация творчески созданных объектов целительна для человеческой души, это знали и древние. Современная психология раскрывает секрет магического действия куклы и маски, обогащая им свой потенциал помощи человеку!

В программе фестиваля психологические технологии использования кукол и масок в работе с детьми и родителями, супружескими парами и многопоколенными семьями, индивидуальными клиентами и группами для преодоления последствий психических травм, разрешения межличностных конфликтов, благополучного проживания экзистенциальных кризисов, для развития творческого потенциала личности и усиления созидательной внутренней силы человека.

3полных дня

обучение и общение
в исследовательской
креативной
атмосфере фестиваля

33академических часа

удостоверение
о повышении квалификации
для участников
обучающей программы

40уникальных событий

мастер-классы и лекции,
творческие мастерские,
экспериментальные
лаборатории…

И, конечно, кукольный театр и карнавал масок!

Кукла в песочнице

Мудрость шута

Куклы, игры, обереги и другие дары Макоши. Позитивная куклотерапия

Женское счастье ручной работы, или Основы психотерапевтического рукоделия

Психологические шахматы – сказочное решение жизненного конфликта


Говоря о кукле, мы не случайно используем глаголы в действительном залоге, словно кукла - самостоятельный субъект. Будучи мощным проективным стимулом, кукла наполняется символическим содержанием клиента и в психотерапевтической практике становится важным действующим лицом. В ходе мастер-класса Е.Я.Мищенко «Символическая жизнь куклы в психологической песочнице: диалоги, игры, послания» участники познакомятся со всеми этапами «рождения» символической ресурсной куклы в психологической песочнице. Изучат приемы психотерапевтической работы с куклой.



В истории человечества к клоунам, шутам, скоморохам, юродивым, дуракам – начиная ещё с Древней Греции и Рима и до нынешних времён – очень амбивалентное отношение. Взаимодействуя с шутом, клоуном, мы можем научиться слушать свою интуицию, которая часто говорит негромко, намёками, но несёт очень важное послание, которое мы должны распознать...



В России, Латвии, Эстонии, Украине, Казахстане, Германии, США, Швеции уже знают авторскую методику В. Ю. Слабинского «Позитивная психотерапия». Методика опирается на базовые идеи Петербургской школы психотерапии Бехтерева–Лазурского–Мясищева–Карвасарского. В психотерапевтической практике, в психологическом консультировании, в образовательных и развивающих целях применяется народная кукла и русский фольклор. Основные концепции методики на мастер-классе представит автор В. Ю. Слабинский.



Нормализация актуального эмоционального состояния созданием картины из шерсти, поиск сути своей личности в процессе росписи камней, лепка из глины образа своей женственности, исследование граней своей индивидуальности посредством художественного изготовления рамок, собирание старых обид, разочарований и утрат в новый ресурсный цветущий букет жизненного опыта… Мастер-класс по основам психотерапевтического рукоделия проводит А. Ю. Татаринцева (Воронеж)



Герои сказочных историй испокон века обучают человечество знаниям, которые необходимы для созидательной жизни, вооружают технологией успеха, раскрывают стратегию борьбы, помогают выявить скрытых врагов, учат твердости и смелости, питают веру и надежду, раскрывают суть любви, воспитывают мудрость. На мастер-классе «Психологические шахматы» авторы идеи создания фигур русских сказочных архетипов Грабенко Т.М. и Клиндухов С.В. представят коллекцию в светлой и темной патине для психологической работы с конфликтами.


Условия участия

Коллеги, мы рады сообщить об изменении оргвзноса!

Благодаря дополнительной поддержке Компании «Иматон» (генерального спонсора фестиваля)
оргкомитету удалось в условиях кризиса снизить оргвзнос участника!

Период
оплаты

с 1 по 17
января 2016

с 18 по 31
января 2016

Прежний оргвзнос
Действующий оргвзнос

11 800 р.
8 800 р.

12 800 р.
8 800 р.

При оплате оргвзноса можно использовать любой действующий подарочный сертификат Института практической психологии «Иматон»!
Участники фестиваля получают скидку 20% на организационный взнос X Санкт-Петербургского саммита психологов 5 - 7 июня 2016 года.

Оргкомитет Всероссийского психологического
фестиваля «Куклы и маски»

Профессиональное интернет-издание «Психологическая газета»
199178, Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, д. 59
тел.: +7 (905) 204-22-10, +7 (904) 636-50-42
e-mail: pg@psy.su , сайт: www.psy.su