На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Быть нужным – история успеха»

Одних людей трудности надламывают – других закаляют. Опыт преодоления, поиска сознательного ответа окружающей реальности к внутреннему разладу любого человека – это эмоциональный, нравственный, культурологический, философский и даже историко-социальный капитал общества.

Болью моего детства было то, что я росла в неполной семье (у меня с рождения не было отца). Мы часто ссорились с двоюродной сестрой за право посидеть на коленях у ее отца. В детстве было всего две куклы, я любила играть с ними. Больше игрушек стало, когда я, казалась бы, вышла из возраста девочки. Играла на чердаке, чтобы ощутить полноту семейности, тайком.

Ныне, имея общее специальное педагогическое, психологическое образование, я понимаю, что наши игрушки, образы, маски, семейные праздники и традиции растут вместе с нами, и воспоминания из детства помогают выжить в экстремальных условиях и трудных жизненных ситуациях. Детсадовцы и школьники, свои собственные дети, коллеги, друзья откликаются на этот опыт «игрушечного» постижения жизни, опыт создания волшебства и праздника.

Традицией в нашей семье было проведение дней рождения сына. Накануне мы с сыном пекли пирожные, их мы украшали вместе, проводили конкурсы, игры, развлечения для гостей. По словам одного уже повзрослевшего друга моего сына, воспоминания о таких праздниках помогли ему выжить в «горячей» точке, грели его душу и позволили не забыть о том, что он человек.

Дома, в моем «салоне», как называют его коллеги, обмениваются опытом представители образования, научной, производственной сферы, политики и чиновники, сформировались многие благотворительные и иные социальные проекты. Так мы общими усилиями помогли сохранить памятник истории нашего города, организовывали и проводили исторические реконструкции.

В атмосфере поиска нового языка общения и нового контекста сотрудничества родилась и наша Белорецкая педагогическая гостиная, которая ныне переросла в Межведомственную Межрегиональную интернет-гостиную «Белая речь». Сейчас эта общественная инициатива привлекла широкий круг участников, оказалась востребована в масштабе страны, получила и международный резонанс. Наши участники признательны конкурсу «Золотая Психея» за поддержку нашего проекта, опыт общения на вашем форуме задал нашим мероприятиям межведомственный формат. Опыт лишений, подвигнувший нас на свершения, может и должен стать опытом преодоления и, более того, и опытом новообразования.

Закономерным в моем профессиональном пути было обращение к специальной образовательной сфере. В 1982 году я окончила Магнитогорский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Мне была присвоена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию». В 1995 году окончила БИПКРО, получила диплом о переподготовке по специальности практическая психология, присвоена квалификация «Психолог-консультант». В 2003 году окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности «Тифлопедагогика», получила право на ведение профессиональной деятельности в сфере специального образования (тифлопедагогика).

Личный подвиг каждого ребенка, преодолевающего все грани своего особенного положения, связанного с нарушением зрения: непонимание и даже неприятие взрослых, постижение собственных проблем и поиск актуальных рецептов контакта с окружающим миром, депривация, фрустрация, компенсация, псевдокомпенсация, рефлексия, сверхкомпенсация – требуют сопровождения специалистами с большим личным опытом и высоким профессионализмом.

Сейчас много говорят о профессиональным выгорании. Проблема серьезная, но у нее есть и другая сторона – в систему жизненных и профессиональных ценностей должен быть заложен постоянный рост культуры специальных знаний, нравственной состоятельности, карьерного поиска. Органичный структурирующий режим задают и наши воспитанники, если сотрудничать с ними на равных, не демонстрируя статус сведущего и главного, не опережая вопрос ответом, экстериоризируя даже те запросы, потребности, приоритеты и душевные движения, которых ребенок сам в себе не осознал. Нужно помогать ребенку открывать себя, стремиться, как писал Л.С. Выготский, к формированию новообразований личности. Это социальный капитал ребёнка.

Представителен и интересен в этом плане опыт приобщения родителей к проблемам их детей – трнинги «Ощути дефект», получивший резонанс в стране после публикации в журнале «Обруч» № 3 2004 г. Казалось бы, родители имеют врачебную и педагогическую информацию, личный опыт общения с ребенком в быту – но, когда непосредственно ощутят депривирующее воздействие простого устройства, моделирующего дефект зрения их ребёнка – испытывают катарсис, даже потерю слуха!

Наша «Детская инспекция» получила широкое применение не только в Белоречье. Дети изучали санитарную пригодность учебных помещений и офисов с точки зрения своего непростого опыта оздоровления, писали письма руководителям, предъявляли фотообвинения с замечаниями, рекомендациями для приведения помещений и оборудования в соответствие с требованиями охраны зрения и других валеологических моментов.          

Хорошим тоном стало общение детей с чиновниками, директорами школ и руководителями предприятий: непосредственное выражение мнения детей о благополучии города, да и всего человечества в целом, становился неожиданным и глубоко трогающим, а потому важным вкладом в мировоззрение их высокопоставленных собеседников.

Вызывали интерес коллег и общественности наши издательские проекты, как методического и просветительского плана, так и прикладные, адресованные ребенку и его семье: «Сенсорное счастье» - книга для читателей и писателей, открывающих свой мир, «Мое время» - опыт личной темпометрии, в котором образы и свойства времени в жизни ребенка так же получают предметное и деятельное освещение. Дети изучают себя, свое тело и его возможности в ходе проекта «Подиум-хороводиум», создавая арт-образы с обычными и необычными материалами, аксессуарами, историческими предметами и информационным сопровождением. Внутриличностный контекст «Я – концепции» формируют дети в ходе проекта «Мой исторический сундук», в котором вещи семейной истории передают детям опыт восприятия их семейных запахов, образов, традиций.        

Сами дети задают запрос на новые игры и встречи, обозначают события. А их успехи в общественной жизни, в спорте, в преодолении недуга удивляют и радуют. Кризис тоже подлежит образному восприятию, переосмыслению и оценке. Полиэтнической и культурологической традиции обязаны наши «Праздники-безобразники». Более индивидуализирован драматический практикум «Война и мир в душе моей», где дети изучают варианты социального поведения применительно к себе.

Применение технологий «Я – звезда» позволила детям освоить новые роли. Даша хотела попробовать в роли ведьмы – а результат ей не очень понравился. Доброй, отзывчивой девочке, ей не захотелось делать зло, а грим быстро наскучил.

Но самые пронзительные моменты в моей работе – когда ребенок с атрофией зрительного нерва получает доступ в живой мир из темницы, созданный невниманием или непониманием окружения. Девочка впервые встала на снег в три года и, сделав один шаг, закричала. Ее родители приносили в детский сад на руках и в три года она впервые потрогала снег. Она побеждала на городских, республиканских и всероссийских соревнованиях, самостоятельно вела праздники и собрания, активно участвовала в жизни школы-интерната, успешно (с одной четверкой по башкирскому языку) окончила школу-интернат для слепых и слабовидящих в Уфе и поступила в БГУ на юридический факультет. Своих воспитанников я называю детьми с неограниченными возможностями здоровья. Своим примером они показывают всем нам, что границы нашего развития – в нас самих, и часто опережают своих более везучих по состоянию здоровья сверстников.

Получается, что быть необходимой – это есть успешность, а становление востребованности – история успеха.

Человеку свойственно желание… быть нужным. Совсем недавно, каких-то 200 тысяч лет назад, это было равносильно просто «быть». Просто жить, выживать и завоёвывать своё «место под Солнцем». Жизнь неандертальца была в этом смысле примитивна, как сегодняшние компьютерные игры. Если после вчерашней охоты ты вернулся к очагу физически ущербным – ты потерял одну, две или три «жизни». И завтра ты, скорее всего, проиграешь – ведь вокруг десятки и сотни здоровых и сильных. И все они жаждут встать на твоё место… Все они завтра будут больше нужны племени, чем ты.

Быть нужным… Я часто думаю об этом. На многочисленных перекрёстках и поворотах моей профессиональной судьбы эти два волшебных слова как краеугольный камень, связующий меня и моих маленьких питомцев воедино. Это как путеводная звезда. Она, то сияет так близко, что, кажется, я чувствую, закрывая глаза, её тепло… но иногда она исчезает за тучами. И тогда я смотрю на ма¬леньких людей, которые вместе со мной разделяют мой путь. И, представьте себе, - там внизу, где-то на уровне «метр двадцать», в их глазах, я вижу знакомый блеск – они её видят! С «нижины» своего роста, с диагнозом, который звучит как приговор – но видят. А вместе с ними - вижу я...

Но чаще бывает иначе… Да, это я – сильная и умная. Я, а не они – умудрённая житейским опытом и профессиональными терниями, это я - взвалившая на свои плечи весь ИХ мир, все ИХ четыре стороны света, которые кто-то почему-то называет своим «крестом»… А я - просто человек, согласившийся на непонимание большинства и «неблагодарную работу» быть нужным им…

19 лет я работала в детском саду № 44 с детьми с нарушениями зрения. В 2003 году мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель-дефектолог. Программы «Я – ученик БКШ», «Детская инспекция», тренинги «Ощути дефект», «Сенсорное счастье», а также образовательный проект «Социально-активная среда как основа системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения» признаны российскими и зарубежными коллегами. Мои выпускники успешно обучаются. В декабре 2010 года в детском саду сменилась заведующая. С приходом нового руководителя в детский сад начались преобразования, учреждение получило статус автономного. Вместо ставок тифлопедагогов была введена ставка бухгалтера. Детский сад посещал 71 ребёнок с патологией зрения, для психолого-педагогической коррекции и лечебной работы детей с нарушениями зрения оставили лишь одного внештатного офтальмолога. Свои решения заведующая назвала оптимизацией штата. Начались судебные тяжбы: за полгода три раза меня восстанавливали четыре раза увольняли. В марте 2010 года мне пришлось оформить ещё один кабинет, так как мой заняла бухгалтер. За это время выбросила и уничтожила все пособия, по словам заведующей, пособия были «утилизированы, так как не имели практической ценности».

Древнегреческий философ Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». В настоящее время некому зажечь Белорецких «солнышек».

А они… Кто они? Для меня? Для меня они – люди будущего. Они, а не новомодные фантики с надписью «индиго», не призраки средневековья с клеймом «готов» или «эмо», и уж тем более – не «золотой генофонд» молодёжи, утонувшей в пивном без¬делье и тумане наркотиков.

Да, это мои «особенные дети», которых физически не могло быть ни пять, ни десять, ни сто тысяч лет назад. Они появились, как появляется шанс у цивилизации, которая после десятилетий непрерывных усилий по истреблению себе подобных, вдруг вспоминает про идеалы гуманизма.

Они появились одновременно, как расплата и награда за «прелести» техногенного мира, они появились как лакмусовая бумажка, призванная оценить уровень терпимости и милосердия на¬шего общества.

И, наконец, – самое главное для НИХ - они появились и намерены остаться, потому что само понятие «БЫТЬ НУЖНЫМ» для общества расширилось - и от этого никуда ни деться… Оказалось, что чувство НУЖНОСТИ тоже способно к эволюции…

Хилые мальчики не нужны были Спарте, и родись великий полководец Суворов в Греции на 24 века раньше, он не только не стал бы тем, кем мы его знаем, его просто бы, не было физически.

Но вот уже не первый век история тычет и тычет нас носом в примеры, когда сила духа оказывалась выше силы плоти, когда субъективная мотивация значит больше объективных трудностей, когда проявляется пресловутый «человеческий фактор»… Господи, а каким он ещё может быть? Как будто речь идёт не о людях!.. 

И вот появляются примеры, на которые уже никак нельзя «закрыть глаза». Вдруг оказывается, что один параолимпиец может принести больше «золота» стране, чем вся «здоровая» олимпийская сборная … Вдруг оказывается, что на республиканском фестивале «особенных детей» можно спеть песню без единого звука и стать лауреатом при полной глухоте. А если вы вдруг услышите где-то про фантастический успех международной фотовыставки – будьте готовы, что её участники – это тоже «особенные люди»: слепые тоже фотографируют….

Мустай Карим, с присущей ему краткостью мудреца, как-то выразил своё равнодушие к нелицеприятным сторонам светской, политической, общественной жизни нашей страны – он сказал: «Я живу на светлой стороне улицы…»

Увы, мои детки не вправе сами выбирать «сторону улицы» - исторически сложившаяся традиция отняла у них это право по рождению. Но любой «ИНВАЛИД», сперва «переименованный» в «ребёнка с ограниченными возможностями», а теперь в «особенного человека», никогда не потеряет права стремиться к БОЛЬШЕМУ. Он прекрасно знает, на какой стороне его место.

Сквозь лёд вселенского цинизма и равнодушия, под гнётом мертворождённых реформ и бесконечных оптимизаций их компас никогда не сбивается. Он всегда с ними, его не отнять - и имя ему – Душа…

Как жаль, что «неограниченные» возможности Остального Мира встают пеленой перед мировоззрением большинства людей, не знающих цены своему здоровью.

«... Вот так слепой на ощупь изучает алмаз. И узнаёт, что он холоден, твёрд, число его сторон. И, о его прозрачности не знает…».  

Тифлопсихолог Ведерникова Наталья Степановна                               

Республика Башкортостан, г. Белорецк
 

За эту историю проголосовало: 181 человек
Воинов Александр Сергеевич, Ишмухаметова Гульнара Рашитовна, Мирный Эдгар Булатович, Калашникова Елена Флюровна, Ишмухаметова Ангелина Рамзелевна, Токарева Екатерина Анатольевна, Алексеева Наталья Витальевна, Рекунова Яна Анатольевна, Неметулаева Наталья Валерьевна, Мартынова Ольга Флюровна, Перминова Вера Алексеевна, Аминова Елена Александровна, Попова Ирина Викторовна, Лиманский Николай Петрович, Рыбакова Елена Владимировна, Янузакова Светлана Николаевна, Гарипова Адель Гаязовна, Серикова Светлана Валериевна, Ахметова Диля Ришатовна, Ломакина Ангелина Дмитриевна, Мухаметгалина Диана Асхатовна, Бойцова Ольга Анатольевна, Рыбаков Дмитрий Геннадьевич, Куликова Юлия Николаевна, Канзафарова Зиля Батыровна, Халикова Гульназ Эдуардовна, Шарафутдинова Лилия Фарвазовна, Загитов Кэрим Эльдарович, Сулейманов Вадим Степанович, Устинова Алёна Алексеевна, Карпушова Алла Геннадьевна, Баукина Любовь Леонидовна, Хакимова Наль Рустемовна, Андропов Дмитрий Вячеславович, Ведерникова Алена Вячеславовна, Оголихина Лариса Борисовна, Сафонова Дарья Никитична, Дудницкая Марина Викторовна, Полюдова Нина Николаевна, Юшпрах Наталья Михайловна, Зайковская Людмила Александровна, Калашников Артём Игоревич, Калашникова Екатерина Андреевна, Амурская Екатерина Васильевна, Колодич Ольга Петровна, Свистунова Светлана Ивановна, Нурбекян Виктория Рубеновна, Логинова Татьяна Ивановна, Хакимов Рустем Мидхатович, Сметнёва Юлия Леонидовна, Шитковская Елизавета Михайловна, Овчинникова Анастасия Валерьевна, Шитковская Вера Михайловна, Кочников Павел Александрович, Ракитина Алина Сергеевна, Починок Владислав Сергеевич, Ракитина Людмила Алексеевна, Ракитин Петр Иванович, Павлова Дарья Алексеевна, Разнадежина Галина Викторовна, Ракитин Иван Петрович, Ефремова Евгения Юрьевна, Вьюрченкова Алена Юрьевна, Иванова Оксана Эдуардовна, Кузнецова Вера Ниловна, Беляева Надежда Егоровна, Герасимова Кристина Олеговна, Строганов Никита Семёнович, Максимова Екатерина Тарасовна, Князева Диана Евгеньевна, Соловей Екатерина Александровна, Гаврилова Лариса Фёдоровна, Зотов Виктор Степанович, Токарева Надежда Геннадиевна, Лебедев Олег Аркадьевич, Носков Петр Максович, Алексеев Петр Аркадьевич, Тихонов Максим Святославович, Минаков Никита Ефимович, Комарова Анна Данииловна, Блинова Алла Никитична, Пупкин Александр Егорович, Архипова Елена Евгеньевна, Рязанов Марат Аркадьевич, Виноградова Елена Никифоровна, Блинов Олег Игоревич, Юдина Ксения Филипповна, Леонова Елена Филипповна, Ившина Мария Вадимовна, Левина Валентина Егоровна, Макеева Марина Натановна, Кудрявцев Максим Дмитриевич, Мирошниченко Елена Егоровна, Серова Марта Ниловна, Медведев Артем Матвеевич, Королёва Мария Харитоновна, Исмаилов Слава Глебович, Ларина Елена Ниловна, Уваров Владимир Геннадьевич, Титова Анна Наумовна, Александровна Юлия Александровна, Щукина Екатерина Архиповна, Калинин Иван Павлович, Андреев Влад Ярославович, Бородин Александр Романович, Агафонов Владимир Федорович, Куликов Степан Фёдорович, Бурков Иван Эмануилович, Новиков Тимур Константинович, Беляев Иван Эльдарович, Свиридова Светлана Вадимовна, Тимофеев Кирилл Иванович, Иванов Александр Михайлович, Хисамутдинов Дамир Богданович, Самойлова Алена Петровна, Султанов Вячеслав Викторович, Лебедев Степан Артёмович, Макарова Юлия Святославовна, Спиридонова Анастасия Богдановна, Тарасов Руслан Алексеевич, Киселева Оксана Эдуардовна, Иванов Роман Кириллович, Карпов Влад Иосифович, Глухов Владимир Владиславович, Осипова Светлана Васильевна, Филатова Тамара Наумовна, Фадеева Светлана Ростиславовна, Богданов Кирилл Витальевич, Логинова Светлана Владиславовна, Китаев Владимир Максимович, Виноградова Елена Фёдоровна, Бондаренко Станислав Эдуардович, Морозов Константин Рубенович, Яковлева Тамара Геннадьевна, Сидоров Михаил Робертович, Орлов Павел Егорович, Авзалова Виктория Аркадьевна, Блега Олеся Александровна, Плотников Роман Викторович, Морозов Константин Тарасович, Бочкарёв Александр Рубенович, Салахутдинова Валерия Аркадиевна, Михеева Динара Семеновна, Фролова Светлана Яковлевна, Изотова Евгения Феликсовна, Скворцова Алина Иннокентьевна, Архипова Людмила Викторовна, Сотникова Екатерина Артемовна, Лобанова Елизавета Альбертовна, Панкратова Анна Юрьевна, Новикова Алена Геннадьевна, Иванова Галина Борисовна, Сметнева Дарья Николаевна, Иванова Лидия Геннадьевна, Семенов Александр Романович, Попов Павел Викторович, Сатеренко Максим Васильевич, Рябов Олег Артемович, Горшков Александр Натанович, Поляков Павел Фёдорович, Семенов Петр Анатольевич, Воронина Марина Гаврииловна, Курбанова Рузалия Оскаровна, Панова Ирина Иннокентьевна, Петров Денис Кириллович, Хохлов Александр Русланович, Дмитриев Михаил Владимирович, Беляков Богдан Тарасович, Елисеев Владимир Тимофеевич, Козлова Марина Игоревна, Медведева Евгения Кузьминична, Герасимов Александр Даниилович, Горбачев Валентин Геннадиевич, Иванов Михаил Макарович, Сафронов Владимир Степанович, Ковалёва Лиса Натановна, Ермилова Екатерина Николаевна, Плотников Александр Тимурович, Терещенко Никита Вячеславович, Сергеев Александр Антонович


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.