На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Ориентиры в моей профессии»

По велению судьбы, я оказалась в доме интернате для престарелых и инвалидов,  по просьбе директора  интерната, который уговорил меня поработать  по совместительству, зарплата очень низкая, никто работать не хотел. А документация требовала своей отчётности по работе с пожилыми людьми, да еще и с результатами работы. Учреждение  на 30 мест было открыто в 2008 году, а я приступила к работе в 2011 году. Начинать с нуля всегда тяжело, но главное не теряться.  За 3 года работы привыкла к проживающим, познакомилась с их непростыми судьбами, ведь они тоже попали в это учреждение по велению судьбы, кто- то оказался одинок в этом мире, кто – то не захотел обременять  своих родных и близких, а кто – то кочует с одного интерната в другой.  Учитывая их возрастные особенности,  начинаешь понимать, подстраиваться  к каждому пытаешься разобраться в их непростой очень сложной судьбе. Было все: возрастная категория колебалась от 46 и более 90 лет, то есть настолько разное поколение и те, кто еще должны бы трудиться, но не могут по сомато–психическому состоянию и дети войны те, кто воевал, защищая нашу Родину. Настолько все разные:  кто – то обижен в прошлом, кто – то не может разговаривать, слышать, ходить и даже передвигаться, а кто – то ленно просто приспособившись к ситуации имея вредные привычки,  проживает  своими правилами и пытается диктовать их всем,  оскорбляя, унижая всех тех, кто являются неотъемлемой частью их повседневной жизни. Постепенно  изменяя возникающие ситуации к лучшему, проживающие стали замечать и более доверять, кто-то проникся уважением и стал менее конфликтен, более сдержанным, кто – то справился с утратой, одиночеством, а кто – то научился реализовывать себя и быть нужным.

Хочется выразить слова благодарности всем тем,  кто работает в таких учреждениях, за их нелегкий труд.  И здесь мною ведется работа по профилактике выгорания сотрудников, диагностика, тренинги и релаксационные упражнения, по восстановлению себя. Проводятся беседы, разрабатываются памятки по работе с проживающими Дубовского интерната для пенсионеров  и инвалидов (ДИПИ).

Работая в социально – реабилитационном центре села Дубовского на протяжении более 8 лет, приобрела опыт работы с населением, который и использую в работе с проживающими  ДИПИ.

Если изучать настроение у людей пожилого возраста, то оно всегда бывает разным. И  оно частенько  далеко не так оптимистично как хотелось бы. Конечно, причин для пессимизма у пенсионера может быть более чем предостаточно. Несомненно, всё это давит на психику. Но эти негативные факты сами по себе не окрашивают жизнь в тёмные тона. Это делает сам человек.

Изучая  социальный статус каждого проживающего, в котором отображено отношение к условиям жизни в интернате, в  их способности к общению,  насколько  он включается в общественную жизнь  интерната, в трудовые процессы, как обслуживает себя, из всего этого  начинаешь строить индивидуальную программу.   В процессе индивидуальной работы продолжаешь изучать психологический статус, диагностируя уровень депрессии, самооценку, качество жизни, когнитивные процессы. Наблюдая за проживающими понимаешь,  чувствуешь их и видишь как они подвержены влиянию. Среди социальных факторов есть и такой негативный, как общественное мнение. Оно неустанно навязывает нам весьма непривлекательный  образ старости и мысль, что мир существует только для молодых, а старость –  досадное недоразумение. Человек существо социальное и ему трудно противостоять общественному мнению. К чему это приводит? К тому, что пожилой человек  перестаёт заниматься  любимым занятием, начинает с огорчением встречать очередной день  рождения  и стыдиться каждой  новой морщинки, отказывается от участия в тех сферах жизни, где мог бы ещё  преуспеть. Получается, человек своими собственными руками ограничивает поле своей деятельности, ускоряет наступление физического и умственного слабосилия. А это абсолютно неправильно! Основное предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Для этого умело выбираю и предлагаю обратившемуся за помощью такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и другими. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния обратившегося. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Перечислю используемые мною, различные реабилитационные виды досуга. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений.

Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности человека.

Арт-терапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование, и раскрашивание мандал может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека.  

Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.).

Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма. Фильм - это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Он позволяет со стороны посмотреть на собственные трудности. Чтобы оказывать терапевтическое действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которую попал клиент, и предлагать продуктивный выход из нее.

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование свободного времени.

Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации проживающих. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают  их физическое и душевное состояние. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности проживающих.

При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

Всем проживающим нравятся праздники, встречи, приезд гостей, школьников, я сразу же замечаю, как меняется их настроение, голос, походка и  куда - да то уходят все болезни – это и останется  их секретом. Хочется разукрасить  их мир  только в яркие краски, и облегчить им страдания ведь многие подарили нам этот мир своей ценой.  И поклониться им до земли, с каждым годом живых героев становится все меньше и меньше и об этом нам необходимо помнить.

Дудкина Светлана Владимировна - психолог Дубовского дома интерната для пенсионеров и инвалидов Ростовской области, хутор Семичный.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.