На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Главное - радость»

Представим парк культуры и отдыха. Выходной день, на центральной аллее женщина продает воздушные шарики.
К ней подходит мужчина и задает естественный вопрос: «Почем шарики?».
«Не продаются!»
«Почему?»
«Бракованные!»
«Что, линяют?»
«Нет, не линяют.»
«Сдуваются?»
«Нет, не сдуваются.»
«Так почему «бракованные»?»
«НЕ РАДУЮТ!!!»
 
Утро. Человек спешит на работу. Торопится. Интересно, о чем он думает? А если он школьный психолог? С каким настроением открывает дверь школы, кабинета… Профессия одна – психологов много. На мой взгляд, одна из составляющих успеха - реализация себя в деле, которое любишь, а оно в свою очередь приносит радость и удовлетворение.
 
Вспоминаю свое детство - время, когда не надо было особых причин, чтобы улыбаться и смеяться. Все было здорово, все радовало – возможность бегать, прыгать, пить чистую холодную воду. Солнце, разбудившее ранним утром, первый снежок, упавший на нос… Желание двигаться, узнавать новое, неуемное любопытство. Вспоминаю эту радость, начиная каждый свой день.
 
Часто размышляю о своей профессии и месте психолога в образовательном пространстве, о возможности получения профессиональной радости и удовлетворения, ступая на путь психологии.
 
Имея опыт работы, я точно могу сказать - все теряет смысл, обесценивается – если не радуешься жизни, если не получаешь удовольствие от своей деятельности. Работа без удовольствия – это тяжкое и нудное ожидание окончания рабочего дня.
 
Но нельзя ждать, что кто-то придет и нас обрадует. Никто нам ничего не должен, никто не придет, чтобы специально порадовать. «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость», - писал Альберт Энштейн.
 
Начав работать в школе, я сталкивалась с консервативной, самодостаточной позицией учителя. Появление психолога на уроке, консультация, на которую приглашается учитель, специально составленные для него рекомендации, воспринимались в лучшем случае настороженно. Учитель чувствовал (так мне казалось), что появился еще один человек, приставленный к нему для того, чтобы осложнить его и без того беспокойную жизнь. При недостаточной компетентности психолога, настороженность сменялись безразличием и презрительностью. « Как он может требовать от других того, чего не может сам?» « Пусть сама попробует провести уроки и выполнить все, о чем говорит», « Мы практики, а вы теоретики, далекие от жизни». Это, с одной стороны, железные аргументы, с которыми не считаться нельзя, а с другой – защитная реакция, переводящая разговор с обсуждения конкретной рабочей ситуации на отстаивание собственных амбиций.
 
В другом случае учитель разочаровывался и во мне, и психологии вообще из-за разрушения иллюзий. Он - то считал, что психолог – волшебник, который может решить все сразу. Хорошо, если педагог интересовался, почему невозможен быстрый и неоднозначный ответ по поводу данной ситуации (а такие ситуации как раз наиболее часты): потому что такие психологические процессы, как коррекция и развитие, вообще длительны по времени. Да и выяснение причин той или иной психологической проблемы может занять разное время – от нескольких минут до нескольких месяцев. Если, получив отрицательный ответ, учитель говорил что-то вроде « Какой же вы психолог!» или « А я думала, вы мне поможете», я убеждалась, что потрудиться придется много, чтобы прийти к взаимопониманию с педагогами, администрацией школы. Тогда я поняла, что достойный выход из подобных ситуаций во многом зависит только от меня, моего умения общаться, анализировать, прогнозировать ситуации.
 
Как стать успешным психологом, профессионалом?
 
Ответ для меня был один: работать так, чтобы стать сначала полезным, а затем необходимым школе.
 
При описанных установках восприятия психолога, мне постоянно нужно было доказывать право на свое существование в школе, так как поводов упрекнуть меня в плохом выполнении работы много, а причин похвалить – мало. Ведь мы зачастую работаем в ситуациях, когда « грехи их чертят на металле, заслуги пишут на воде». Не существует пока параметров оценивания эффективности деятельности школьного психолога. Да и чем измерить душевную боль или чувство облегчения, испытываемого человеком, ребенком, когда психолог помог, « снять с души камень», как оценить чувство радости, окрыленности? Ведь истинный результат работы кроется в глубинах личности, а к этим процессам с линейкой не подойдешь.
 
Способность к саморазвитию – важная составляющая успеха в профессии. Зная свои личностные особенности, сильные и слабые стороны, я училась регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать себя! Искала и анализировала необходимую научную, социальную, учебную литературу.
 
Я убедилась, чтобы быть успешной, испытывать радость от деятельности, не надо становиться другой. Надо оставаться самой собой, с тем же характером и взглядом на мир. Просто надо постоянно обогащаться новыми знаниями и использовать их в непростой работе. И помнить, что в наших руках душа, а значит и судьба того, кто обратился. Все, что я умею, знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, предназначено для тех, кто нуждается в помощи.
 
Чтобы мне поверили - пришлось потрудиться. Я и сейчас стремлюсь предпринимать для этого сознательные созидательные усилия.
 
Ведь все радости и успехи – это результаты наших усилий! 
 
Кузнецова Наталья Валерьевна - педагог-психолог высшей квалификационной категории НОУ «Школа-интернат № 18 ОАО «Российские железные дороги» г. Барабинск Новосибирская область.
 


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.