Table 'psysu.forum_1_c_users' doesn't exist Психологический клуб  ->  Истории успеха 2012
На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Экспериментальные психодиагностические методики изучения детей и родительско-детских отношений»

Автор: Гущина Наталья Александровна

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов - совершенно особая категория людей. Героически преодолевая жизненные трудности, эти люди заслуживают нашего уважения и признания. Специалисты отделения психолого-педагогической помощи оказывают психологическую помощь родителям детей-инвалидов с целью смягчить первый удар и помочь принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией на активную помощь малышу. Для оказания эффективной психологической помощи необходима объективная психодиагностическая информация, затрагивающая как анализ состояния самого ребенка, так и сферы детско-родительских отношений.

Перед родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии, часто возникают такие вопросы, как:

  • Насколько отстает ребенок в своем развитии от сверстников?
  • Касается ли его отставание в развитии только отдельных областей?
  • С чего нужно начинать?
  • К каким целям, достижениям нужно стремиться в работе с таким ребенком?

Для того чтобы определить уровень развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению мы используем развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, каковы в настоящее время навыки ребенка в разных областях развития и каким может быть высший уровень его достижений. Эти навыки развивающего характера разделены на пять важнейших функциональных составляющих:

  1. самообслуживание - социальное развитие;
  2. мелкая (тонкая) моторика;
  3. общая моторика;
  4. язык (речь);
  5. мышление и восприятие.

Каждая из функциональных составляющих имеет определенный набор навыков, которые формируются у ребенка от 0 до 5 лет (помесячно). В каждом ряду тестового листа задания расположены снизу вверх - в порядке возрастания трудности выполнения задания. Вследствие затруднений в развитии ребенка отдельные навыки становятся у него упорядоченными во временном периоде разви­тия от трех месяцев до пяти лет, показывая, насколько отстает ребенок в разных областях развития. Результаты теста наглядно представляются в виде графика на регистрационном бланке, который показывает профиль развития ребенка.

Каждый тестовый лист развития имеет не только диагностическую направленность, но и развивающую,  помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками. Позволяет составлять практические рекомендации родителям по развитию ребенка. По окончанию курса реабилитации проводится контрольный тест, на регистрационном бланке путем наложения графиков первичной диагностики и контрольной мы видим динамику развития ребенка.

В нашем центре мы проводим обследование детей от 1 года до 5 лет с проблемами развития по тесту В.Штрасмайера. Чаще всего дети отстают в сферах общей и мелкой моторики, речи. В карте каждого ребенка имеется регистрационный бланк, где в виде графика изображается профиль его развития, показаны основные центры замедления развития и достижения ребенка. На основе этого бланка строится целенаправленная коррекционная работа по программе реабилитации. Регистрационный бланк позволяет родителям наглядно увидеть, в каких областях и насколько ребенок отстает в своем развитии, а также ориентироваться при выполнении домашних заданий.

Изначально развивающий тест проводился при помощи тестовых листов развития и график (профиль развития ребёнка) выстраивался вручную на регистрационном  бланке. На сегодняшний день мы апробируем программу компьютерной обработки теста В.Штрасмайера, обеспечивающую полную автоматизацию вывода результатов в виде графиков, а также наложение графиков, позволяющих увидеть динамику развития ребенка.

Для более точной диагностики  уровня развития ребенка помимо теста В.Штрасмайера мы используем дополнительные тесты, направленные на всестороннее наблюдение за ребенком и обсуждение его способностей и затруднений со всеми теми доверенными лицами, которые участвуют в его воспитании. Тем не менее, при проверке уровня развития этот тест показывает  зону ближайшего развития, помогает уточнить цели и дает информацию о том, каким образом можно развивать ребенка далее.

В отделении психолого-педагогической помощи появилась новая услуга «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» по программе компьютерной обработки блока психологических тестов разработанной научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ». Цель: обеспечение контроля за психолого-социальным сопровождением подготовки ребенка к школе и адаптации в ней.

Блок содержит 2 подблока:

  1. Диагностика уровня развития познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, произвольного внимания, речи).
  2. Тесты для определения эмоционального состояния детей в связи с обучением в школе, отношения к процессу обучения и новым объектам общения, способности понимать и выполнять произвольные задания по определенным правилам.
  • Тест детской тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен.
  • Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд).
  • Методика экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей (Р.И. Овчарова).
  • Графический диктант (Л.А Вегнер)

Программа компьютерной обработки психологических тестов «Готовность к школьному обучению и адаптация первоклассников» позволяет:

  • Оценить эффективность процесса подготовки к школе.
  • Предсказать успешность адаптации к школьному обучению первоклассников.
  • Повысить эффективность психолого-социального сопровождения младших школьников.

Данная услуга предоставляется детям 6-7 лет с целью оценить уровень развития познавательных процессов и на основе результатов направлять внимание родителей на дальнейшую подготовку ребенка к школе. У 7-8 летних детей оценивается процесс адаптации в школе. У наших детей (инвалидов), чаще всего, недостаточно развито произвольное внимание, речь. Необходимо расширять словарный запас, богатство доступных речевых форм.

С целью анализа детско-родительских отношений в семье, введена в работу психологов Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика родительско-детских отношений»разработанная научно-производственной фирмой «АМАЛТЕЯ». Программа позволяет выполнить статистическую обработку результатов. Ее можно использовать в решении проблем внутрисемейных взаимоотношений.

Детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям и наоборот. Семейная среда оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка, на его психоэмоциональное состояние и особенности развития личности.

Особое значение в психологическом консультировании семей, воспитывающих ребенка-инвалида, имеет выбор методов получения информации о конкретной семье, так как от точности и полноты информации зависит выявление сложностей, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.

Данный блок состоит из шести опросников:

1.Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Повышенная опека или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Встречается и противоречивый тип воспитания.

2.«Измерение родительских установок и реакций» предназначена для изучения отношений родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).  Эта методика затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей и ребенка, но также отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

Интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Основные причины:  чрезмерное вмешательство в мир ребенка, подавление воли ребенка, строгость и раздражительность родителей, постоянные конфликты между родителями. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье.

3.Диагностика родительской тревожности позволяет выявить уровень напряженности в родительско-детских отношениях. Опросник включает 40 вопросов. Очень часто родители детей-инвалидов сталкиваются с «проблемой адаптации», они воспринимают болезнь ребенка как постоянный стрессогенный фактор.

4.Экспресс-диагностика семейного состояния  позволяет быстро оценить наличие и уровень выраженности таких отклонений в эмоциональном состоянии при семейном взаимодействии, как чувство вины, тревоги и нервно-психического напряжения. А так же оценить общую семейную тревожность и необходимость дополнительного анализа сферы родительско-детских отношений.

5.Тест «Подростки о родителях» предназначен для диагностики родительско-детских отношений глазами подростка, а также отношений родителей в случае семейных конфликтов, развода, когда необходимо определить отношение ребенка к отцу и матери. При этом конфликт можно рассмотреть в нескольких плоскостях: между родителями сквозь призму их взаимоотношений с детьми (единая воспитательная практика или разнородная), а также на уровне «мать-ребенок». Здесь же можно определить степень глубины конфликта и его содержательные (психологические) особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.

Ценные диагностические данные получаются и в случаях решения самых различных воспитательных проблем, нарушениях поведения и невротических расстройствах у подростков.

6.Опросник «Сенсорные предпочтения» позволяет ориентировать психолога в подборе индивидуальной стратегии ведения работы, объективизировать данные о структуре взаимоотношений в семье.

Введение компьютерных психодиагностических программ дает нам ряд преимуществ:

  • Экономия времени:  полная автоматизация всех этапов индивидуальной диагностики.
  • Помощь в составлении психологического заключения (режим краткого обзора результатов в виде таблиц и графиков; режим подробной текстовой интерпретации).
  • Выведение на печать стимульного материала и ответных бланков с инструкцией по каждому тесту.
  • Режим удобного ввода результатов с бланка для дальнейшей компьютерной обработки и анализа.

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

По итогам диагностики проводится психотерапия с использованием возможностей сенсорной комнаты. Обстановка Сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей, улучшает эмоциональное состояние, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, имеет релаксирующий эффект. Эта комфортная обстановка сохраняет и  укрепляет здоровье родителей.

Гущина Наталья Александровна - психолог МБУ РЦ «Фламинго», Кемеровская область, г. Кемерово.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.