Table 'psysu.forum_1_c_users' doesn't exist Психологический клуб  ->  Истории успеха 2012
На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Неизлечимо. Но облегчаемо…»

Автор: Нагорнова Наталья Анатольевна

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.

 «- Что мы должны делать?

- Просто говорить с ней…»

Х/ф «Айрис».

Болезнь Альцгеймера – вещь страшная, неумолимая, неизлечимая… Как только члены семьи понимают, что их близкого коснулась эта напасть, они ужасаются, борются, отчаиваются, ищут способы помочь, пробуют, мечутся… Точные причины развития болезни Альцгеймера неизвестны. Почему болезнь выбирает тех или иных людей? Герой фильма «Вдали от неё» говорит о своей больной супруге: «Она всегда была полна жизни». Как и главная героиня фильма «Айрис». Как и семидесятилетняя бабушка Зоя, много лет проработавшая учительницей в школе (имя изменено). И когда её сын заметил, что мать неспособна вести финансовые платежи, не помнит имён близких, гуляет днями напролёт, теряется, не может подобрать одежду по погоде, ему пришлось признать, что она больна. Врачи подтвердили неутешительный диагноз.

Лекарства, продукты, помощницу по хозяйству – всё это сын обеспечил. Но как же тяжело ему было видеть, как мечется мать между приступами агрессии, плаксивости и состоянием «овоща», небытия, неузнавания никого и ничего…

И тут ему на глаза попадается мой рассказ «Подарите дедушке краски» в Психологической газете, где я описала, как с помощью рисования помогла своему отцу выйти из депрессии пожилого возраста. Сын предлагает мне попробовать поработать с его мамой тем же способом, насколько это возможно. Я согласилась не сразу, так как состояние бабушки Зои было действительно очень тяжёлым.

Я работала 3 месяца, каждый день, кроме воскресенья. Первый месяц по 3 часа в день, позже по 4 часа в день. Одновременно применялись следующие виды терапий:

- терапия социумом,

- терапия воспоминаниями,

- терапия занятиями,

- портретная терапия.

Терапия социумом

Частое посещение общественных мест с большим количеством людей, в основном, это торговые центры, вовлечение в результативные события (выбор и покупка продуктов, расчёт на кассе, совместное чаепитие в клубе, примитивная помощь в кружке рукоделия).

Терапия воспоминаниями

Воспоминания литературных произведений (цитирование с продолжением в диалоге Пушкина, Некрасова, 1-3 слова), перечисление любимых писателей, исторических деятелей.

Воспоминания по семейному фотоальбому.

Воспоминания окружением, схожим с её основной длительной трудовой деятельностью - частое пребывание на школьном дворе в самое активное время дня.

Терапия занятиями

Паззлы, карточки «картинка-слово», карточки с изображением эмоций, собирание бус, рисование.

Портретная терапия

Можно выделить 2 направления, которые я применяла – это маскотерапия и портретная терапия.

С помощью маскотерапии произошёл коренной перелом в её осознании. Удалось «вытащить» её из отсутствующего состояния, вернуть осмысленность, интерес к окружающему, ощущение вовлечённости.

Портретная терапия позволила ей принять свою внешность. Предъявляемые ей нынешние её фотографии она не признавала за свои, отрицала («Это твоя мама?», «Это моя старшая сестра».). А в процессе рисования с натуры она сначала признавала факт изображения на рисунке именно её («Ты меня рисуешь?»). Затем она при рассматривании рисунка как бы смотрела на себя со стороны, оценивая свою внешность: либо нравилась сама себе, либо не нравилась. А, как известно, принятие своей внешности есть путь к самоидентификации и целостному восприятию себя.

Анализ рисунков как свидетельство изменения психического состояния

Тест «Дом-Дерево-Человек»  одна из самых известных проективных методик, предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Считается, что взаимодействие между ними представляет собой зрительную метафору.

Мы рисовали эти компоненты почти каждый день, и каждый раз – заново, не видя предыдущих рисунков.

Дом вдали выявляет чувство отвергнутости. Дом вблизи означает открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимства. Правая сторона – будущее, левая – прошлое.

В течение 3-х месяцев дом на рисунках постепенно перемещается издали справа в ближнюю левую часть.Она как бы осваивает территорию прошлого и становится более открытой.

Есть ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) как отражение конфликтной ситуации. Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени. Это чётко видно на первых домик. На следующих домиках этого уже нет.

Отсутствие дверей: свидетельствует о трудностях при стремлении раскрыться перед другими. Двери на рисунках так и не появились, но со временем дорожка, поначалу ведущая к боковой стене дома, стала вести к передней части дома. Т.е. появилось какое-то упрощение, удобство.

Дым очень густой: свидетельствует о значительном внутреннем напряжении (интенсивность прямо пропорциональна густоте дыма). Где-то с середины периода появилась 2-я труба, как будто появился новый дополнительный канал для разрядки этого напряжения.

Множество окон говорит о готовности к контактам. Вначале было 2 окна, а со временем их стало 4, они стали располагаться в 2 этажа, стабильно и без возврата.

Дорожки поначалу - то совсем не было, то она была очень короткой. Но когда наши совместные прогулки стали дальними, то и дорожки у неё стали длиннее, по 2 штуки на рисунке и в движении, как идущие ноги у домика.

Количество используемых цветов обычно у всех не меньше двух и не более пяти. Её рисунки начинались с одного цвета (что означает боязнь эмоционального возбуждения) и в конце – применение нескольких цветов.

Интерпретация изображения дерева исходит из положений К. Юнга. Опущенные ветви – потеря мужества, острая вершина – трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность. Стволрасширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Множественность деревьев вопреки инструкции – детское поведение.

Поначалу рисовались более мелкие деревья по отношению к высоте листа – это интерпретируется как недостаточность рефлексии и контроля, что норма для ребенка 4 лет. Но в конце – около середины листа, что расценивается обычно как хорошие контроль и рефлексия, надежды, компенсаторные мечты.

Человек. Шея, символизирующая координацию, отсутствует совсем. Плечи - признак физической силы или потребности во власти, на изображениях тоже совсем отсутствуют. Слишком большие уши подтверждают предположение о слуховых галлюцинациях. Волосысильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением. Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Но чаще – полное отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте. Изображение человека без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание.

Голова - сфера интеллекта.

Поначалу преобладает изображение только головы, без тела. Как будто её обуревают только мысли, а её самой – нет.

Потом – голова и тело по отдельности. Как бы – «тело не дружит с головой».

И на последних 3 рисунках – появилась маленькая, корявая, угловатая, но слитая с телом голова. Она как будто выдавлена из тела, как заново народилась.

 

 

Результат работы

Узнаёт родных и знакомых (даже давних).

Есть желание чему-то научиться (печь сырники, вязать, пользоваться банкоматом и сотовым телефоном). Это свидетельствует об отсутствии депрессии пожилого возраста, находясь в которой, люди не желают ничего изучать: «Я уже выбрал и изучил всё, что мне нужно», «Я приспособился и ничего не хочу менять».

Спрашивает значение новых незнакомых слов с рекламных вывесок.

Появились ежедневные развивающие занятия (паззлы, рисование), которые она прилежно исполняет.

Появилось критическое отношение к своим поступкам, после редких, единичных приступов агрессии искренне раскаивается и просит прощения.

Появилось желание вернуться к прежней деятельности («В школу хочу. Преподавать историю»).

Помнит детально прогулочный маршрут, предваряет словами установленные метки, интересные места.

Может ответить на случайный вопрос незнакомого человека (не информативно, но хотя бы поведенчески).

Помимо ситуативных диалогов появились оценочные реплики, задавание вопросов.

Избавилась от панической боязни собак.

Отражение изменения психического состояния на её рисунках («эволюция» элементов в рисуночном тесте «Дом-дерево-человек», появление новых объектов - речки, второй трубы и второго этажа на доме, животных, появление на рисунках цвета).

Нагорнова Наталья Анатольевна - психолог, работает в г.Самара. 


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.