На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:

Памятка по психологии для населения.

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8
АвторСообщение
Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Суббота, 07.03.2015, 17:42 | Сообщение #1

Уважаемые коллеги, обращаюсь к вам с таким вопросом. Когда люди плохо знающие психологию (даже среди психологов и медиков и других категорий), пытаются доказать, что психология - это несерьезно, это не наука, они зачастую приводят такой аргумент: "В психологии нет законов. Это все приблизительно, вероятностно, недоказуемо и т.д." Предлагаю в ответ на такие аргументы написать общедоступную, простым языком памятку по психологии для населения, где будут перечислены самые важные заметные и необходимые законы психологии (с примерами, доказательствами) простые и очевидные, влияющие на жизнь и судьбу человека или группы людей самым непосредственным образом. Сможем?

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Вторник, 10.03.2015, 13:32 | Сообщение #2

давайте законы психологии писать, пока, без какого-либо порядка, по принципу мозгового штурма, а потом всегда сможем их распределить.

Первый закон психологии.

ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Он гласит о том, что необходимо вначале удовлетворить самые простые биологические витальные потребности: голод, жажда, выделение, тепло, и лишь на основе их удовлетворения возникают более высокие потребности : в любви (у детей в физическом контакте), познавательные, духовные потребности.

В житейской психологии он был выражен пословицей:

"Сытый голодного не разумеет".

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Четверг, 12.03.2015, 11:27 | Сообщение #3

ЗАКОН о РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ головного мозга человека.

Разрешающая способность головного мозга человека 27 бит двоичной информации в секунду (из книги "Психофизиология").

Если представить себе головной мозг человека, как прибор, имеющий определенную нагрузку и требующий определенных условий для качественной и долговременной  бесперебойной работы, то надо перечислить все необходимые условия для этого:

1. Стараться беречь от травм, ушибов.

2. Обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода (свежего воздуха) - прогулки, двигательная активность.

3. Полноценное и регулярное питание в достаточном количестве. Специальные витамины (омега-3 и т.д) по норме.

4. Достаточное количество сна - сон это тоже фаза полноценной работы мозга (достаточное количество сна зависит от возраста и физического состояния человека).

5. Разнообразие видов деятельности сменяемых друг друга. Режим более- менее постоянный.

6. Все физиологические требования по режиму, количеству сна и т.д., в зависимости от возрастной нормы необходимо иметь и выполнять их. Данные можно  взять в Санпине.

Поясняя цифру, разрешающей способности мозга - это 3 буквы в секунду или 33 страницы чтения понятного текста в час (для взрослого человека). Это канал сознательного восприятия информации, можно его назвать вниманием.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Понедельник, 16.03.2015, 12:58 | Сообщение #4

Следующий:

ЗАКОН О ЛЮБВИ.

С самого рождения младенец нуждается в физическом контакте с матерью для удовлетворения потребности в любви.

Прикосновение к матери (или к одному человеку ухаживающему за ребенком) жизненно необходимы для развития. Разлука с матерью (или с этим человеком) нежелательна до трех лет больше, чем на несколько часов. В связи с тем, что способность любить у младенца ограничена и постоянная смена ухаживающих людей ведет к угасанию этой способности (до трех раз может происходить новое привыкание). То что происходит с детьми в домах ребенка.

Это надо соблюдать, не разлучая матерей с детьми в детских больницах и т.п. Если этот закон психологии нарушается, то у человека, в последствии, возникают проблемы в установлении близких эмоциональных отношений.

Например в Африке ребенок, привязанный к материнскому бедру, проводит время до четырехлетнего возраста. 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Вторник, 17.03.2015, 15:34 | Сообщение #5

Хотелось добавить в тему ЗАКОН О ЛЮБВИ.

По мере взросления детей и во взрослом состоянии для удовлетворения потребности в эмоциональном контакте, рекомендуется не менее 10 раз в день обнять, поцеловать своего ребенка или любимого человека.

На протяжении все жизни.

На действии этого закона основана одна из психотерапевтических техник "Удержание".

При серьезнах нарушениях в отношениях родителей и детей рекомендуется в течение нескольких месяцев ежедневно удерживать ребенка в своих объятиях в течение часа. Первые дни это проводится под руководством психолога, в его кабинете, а потом и дома. Эта процедура приводит к восстановлению утраченного контакта родителей и ребенка.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Понедельник, 23.03.2015, 11:39 | Сообщение #6

Следующий закон психологии.

ЗАКОН ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА И ПСИХИКИ.

Этапы развития психики ребенка связаны с анатомическим и физиологическим созреванием головного мозга, органов чувств и нервной системы.

1. Возраст 9 месяцев внутриутробного развития определяет готовность ребенка к рождению и выживанию во внешней среде.

2.От рождения и до трех лет  все разнообразие информации, поступающей из внешней среды оставляет отпечаток в развитии психики ребенка.

Это сензитивный (чувствительный) период для развития речи, всех органов чувств, навыков мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления. Зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Например: для развития зрения необходимы контрастные черно-белые фигуры и полосы воспринимать, а также цвета. Рука учит глаз

Слух - человеческая речь, музыка, потешки, сказки и т.д.Чтение книг. (от 0).

Осязание - обеспечить разнообразие предметов на ощупь.

Движения: переворачивание, сидение, ползание, хождение (около 1 года). Все в определенном возрасте.

Для последующего здоровья ребенка, на всю жизнь, особую роль играет- полноценное питание до трех лет.

3. Общение ребенка со сверстниками и со взрослыми.

Разнообразные виды игр и спортивных занятий.

Чередование различныз занятий в течение дня.

4. 7 лет - созревание мозга для готовности к школьному обучению.

Конкретно-образное мышление. Соответствующие память и внимание.

5. 12 лет- созревание мозга для абстрактного мышления (компьютер, логические задания и т.д.)

6. 25 лет - готовность к самостоятельным решениям.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Понедельник, 30.03.2015, 12:35 | Сообщение #7

ЗАКОН ИЕРАРХИИ или подчиненности членов группы.

Этот закон восходит к зоопсихологии. Общественные животные, в целях лучшего выживания, распределяют свои функции в группе и заботятся обо всей группе. 

В человеческом обществе потребность коллективного выживания перерастает во внутренний контроль в виде совести. Универсальный нравственный закон. Положение каждого члена общества в общественной иерархии зависит от его заслуг, таланта, признания, избрания. Чем точнее этот закон соблюдается, тем более процветающее и обеспеченное общество.

Нравственные качества личности формируются с самого раннего детства в семье и связаны с осознанием и принятием ребенка своего реального положения в семейной малой группе.

Расширение закона иерархии представляется в виде народных традиций и обычаев, норм этикета, морального кодекса, религиозных норм и т.д.

В воспитании ребенка желательно научить его играть разные роли в группе, в зависимости от собсвенных возможностей и потребностей и запросов группы на разных этапах развития. А.С. Макаренко обучал своих воспитанников как командовать, так и подчиняться. Эти оба умения одинаково важны.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Пятница, 03.04.2015, 13:09 | Сообщение #8

Еще хочу добавить в памятку 3 закона Фрейда.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ФРЕЙДА. Психика человека состоит из трех слоев: биологическое, личностное и социальное.

Биологическое - все потребности человека, существующие у него как биологического существа. Личностное - это его особенности и потребности как уникального индивида со своими неповторимыми качествами и условиями развития. Социальное - это усвоенные требования общества: идеалы, цели, законы, нормы.

Главное, что при правильном воспитании, необходимо найти целостность и гармонию этих частей.

ВТОРОЙ ЗАКОН ФРЕЙДА. Психика человека делится на две части: сознательное и бессознательное.

Эффективное взаимодействие между этими частями может быть достигнуто правильным воспитанием или профессиональной помощью психолога. Или и тем и другим.

ТРЕТИЙ ЗАКОН ФРЕЙДА.  Закон сублимации.

Для того, чтобы биологическая сексуальная энергия Эроса не перешла в разрушительную - Танатос, необходимо перенаправить ее в различные виды деятельности и творчества для самореализации человека. Это задача правильного воспитания с самого раннего возраста.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Четверг, 09.04.2015, 13:08 | Сообщение #9

ЗАКОН СЕЧЕНОВА. Психические функции не возникают ниоткуда. Они подчиняются принципу детерминизма -обусловленности предыдущим развитием. "Подвиг - есть роковое следствие поступков, совершенных в течение всей предыдущей жизни".

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Пятница, 10.04.2015, 12:44 | Сообщение #10

ЗАКОНЫ  И.П. ПАВЛОВА :

ПЕРВЫЙ ЗАКОН -об условных и безусловных рефлексах.

Безусловные рефлексы врожденные - это реакция организма на стимулы внешней среды: пища, вода, тепло и т.д.

Условные рефлексы -это рефлексы, формирующиеся на стимулы внешней среды непосредственно не связанные с физиологической потребностью организма. Пример условного рефлекса, если перед обедом постоянно звонить в колокольчик, то на звук колокольчика начнет выделяться слюна.

ВТОРОЙ ЗАКОН - о второй сигнальной системе организма.

У животных существует первая сигнальная система - это комплекс условных рефлексов на стимулы внешней среды.

У человека стимулы внешней среды называются словами и с помощью слов формируется наряду с первой, формируется вторая сигнальная система - речь или сознание. Сознание- это внешний мир, отраженный в мозгу человека с помощью речи.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Среда, 15.04.2015, 10:11 | Сообщение #11

В.И. Ленин. ЗАКОН ВСЕОБЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ.

Вся материя обладает общим свойством. Это свойство материи есть способность к отражению. Даже неживая материя отражает окружающий мир. Например: песок нагревается на солнце, разносится ветром.

В живой природе, посредством самой высокоорганизованной материи головного мозга человека, становится возможным высший уровень отражения - это сознание (т.е. целостная картина окружающего мира, созданная с помощью языка, речи).

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Вторник, 21.04.2015, 00:28 | Сообщение #12

Поступило верное замечание. Определить что же мы имеем в виду, употребляя термин "закон". В каком значении я его употребляю. 

Закон - это объективная последовательность событий, имеющая причинно-следственную связь и точно установленный результат.

 При нарушении закона: нарушение обективности, последовательности, причины, следствия, результат не может быть получен.

 

 

 

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Вторник, 21.04.2015, 00:33 | Сообщение #13

Значение слова Закон по словарю Ушакова:
ЗАКОН, закона, м. 1. Постоянное и необходимое отношение,связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Ленин. Закон природы. Законы мышления. Законы диалектики. || Общее положение какой-н. науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований (науч.). Закон сохранения энергии. Закон всемирного тяготения. Законы рынка.Фонетический закон. 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Вторник, 21.04.2015, 13:25 | Сообщение #14

А.С. Макаренко открыл законы существования малой группы, отношения ответственной зависимости в высшей форме малой группы - коллективе. 

ЗАКОН ПЕРЕВОСПИТАНИЯ - метод взрыва. Педагог, на основании своего длительного опыта работы с правонарушителями, пришел к выводу, что эволюционным путем личность кардинально не меняется. А подготовленная и вовремя сделанная педагогическая операция  по предъявлению человеку требований от лица группы,референтной, которой человек дорожит, может радикально поменять поведение человека.

 

Shaldova Olga
г.Миасс, Челябинская обл.
Сообщений: 6
Среда, 22.04.2015, 13:36 | Сообщение #15

Алла, спасибо, за законы!

Реймхе Татьяна
Новосибирск
Сообщений: 1
Среда, 22.04.2015, 17:32 | Сообщение #16

Алла, супер! Вы- умничка!! Хорошая идея!

Сарычев Сергей
Курск
Сообщений: 1
Среда, 22.04.2015, 19:10 | Сообщение #17

Законы психологии - это ее большая проблема. Даже для исследователей и теоретиков (см. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С.104-115). А их популяризация - еще сложнее, по-моему

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Четверг, 23.04.2015, 11:07 | Сообщение #18

Спасибо, за спасибо. Пишите тоже, помогайте.

Сергей, в советской психологии еще сложнее было: шаг влево- шаг вправо- расстрел.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Суббота, 25.04.2015, 11:19 | Сообщение #19

Антон Семенович Макаренко нам еще пригодится: "Любовь - это такое же дело, как и любое другое, его надо правильно организовать".

Любовь- организовать! А что тогда говорить о семье, предприятии, государстве. И тут вступают в силу психологические законы. И эти законы едины, что для семьи, что для государства.

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Для эффективной работы необходимы: Цель, Мотивация, Сплоченность, Структура, Функция, Обратная связь, Результат.

Кстати, А.С. Макаренко о семейных функциях подробно рассказывает в "Книге для родителей".

А из современных западных психологов Стивен Кови "7 навыков высокоэффективных семей (организаций)".

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 935
Суббота, 02.05.2015, 12:41 | Сообщение #20

Хотелось с самых важных законов начать. Но давайте вспомним и психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление. У каждого их этих процессов есть свои законы и их целая серия. Не буду останавливаться на всех, но хотя бы пример:

ЗАКОН ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ (ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ)- объем всех этих процессов ограничен конечным числом единичных элементов 7(+,-2)- у взрослого человека.

Если эти процессы относятся к ребенку, то их объем сокращается. Например рисунки в детских книгах для детей младшего возраста должны быть единичными. Эти же законы восприятия должны учитываться в рекламе.

ЗАКОН КОНСТАНТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. В течение жизни, воспринимая привычный окружающий мир, головной мозг формирует шаблоны для облегчения идентификации знакомых предметов.  (Например мы не видим перспективных сокращений предметов или воспринимаем цвет одинаково, независимо от освещения).

И еще много других законов кратковременной и долговременной памяти, различные законы мышления. Все эти законы необходимо учитывать при обучении.

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!