На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:

Работа психолога с не очень говорящим ребенком 4-5 лет.

Страницы сообщений:  1  2
АвторСообщение
Пескова Юлия
Шахты
Сообщений: 4
Четверг, 24.11.2016, 15:56 | Сообщение #1

Здравствуйте уважаемые коллеги! Прошу вашей помощи и советов в работе с ребенком условно не говорящим. Со слов мамы: ребенок мальчик 4,5 лет. Развивался нормально и соответственно возрасту. Пережил пару падений с небольшим ушибом головы в виде крупных шишек, к доктору не обращались, в возрасте примерно 2-3 года. Пережил стресс, мальчик был у бабушки, выбежал раздетый за калитку и убежал далеко от дома в возрасте 2,5 лет. Его нашли чужие люди, одели, затем родители. Долго плакал. Стал тревожный сон, по ночам кричит, просыпается и спит с мамой держа ее за руку. Речь развивающаяся в эти периоды стала страдать, остановилось развитие на словах "мама, папа, баба, биби, тай (чай), вот, да, не, ну и практически все. Предложения не строит, новых слов нет, некоторые старые стали пропадать, регрессирует. 

Из наблюдений: Ребенок не усидчив, легко переключаем, не разговорчив, стеснителен, на контакт идет но с осторожностью, и периодически залазиет к маме на руки, так ему спокойней. Интелектуально развит. Знает цвета, находит такой же предмет, похожий увет, знает формы, складывает разрезные картинки из 2-х частей, 3-х, 4-х и 5. Делает это очень быстро и с удовольствием. Знает некоторые буквы и показывает их в различных словах. Легко справляется с коррекционными заданиями ( находит пару обуви, лишний предмет, классифицирует по группам.) При этом не говорит ничего! Только да или нет. Устал? - да. Хочешь еще - нет.

Со сверстниками контактен пока его не толкнут или обидят..тогда уходит в сторону. Играет с удовольствием с детьми. Но он им бывает не интересен потому что молчит. Вот как то так.

Как разговорить молчуна? Коллеги, подскажите в каком направлении двигаться? Какие задания можно ему еще предложить и как понять причину молчания? Страх? Поработать со страхами? Ваши мысли пожалуйста. Я с такими детками еще не работала ранее. Логопед сказал им что после работы психолога их возьмет.

Савкина Анна
Москва
Сообщений: 25
Среда, 30.11.2016, 13:19 | Сообщение #2

Юлия, здравствуйте!

На мой взгляд, не стоит никаких заданий предлагать ребенку, пока Вы сами не понимаете, на решение какой задачи эти задания будут направлены.

А задача зависит от состояния ребенка на данный момент. Может быть это вообще не психологические проблемы, а неврологические или другие медицинские. Вы проводили психодиагностику?

Храпова Алёна
Барнаул
Сообщений: 11
Среда, 07.12.2016, 18:57 | Сообщение #3

Необходимо комплексно обследовать ребенка у невролога, медицинского психолога и психиатра. Врачи (как невролог, так и психиатр) поставят конкретные диагнозы и назначат медикаментозное лечение. От диагнозов нужно будет отталкиваться и корректировать на фоне лечения! Начните любые игры на развитие мелкой моторики (рисование, песок и пр.). В ходе занятий может выявиться страх, который можно скорректировать (я бы выбрала здесь арттерапию).

Здесь можно заподозрить очень многое (от простого ЗРР на фоне стресса до опухоли головного мозга) Обследовать сначала нужно, а потом все остальное

Стасева Марина
г. Москва
Сообщений: 2
Четверг, 08.12.2016, 15:17 | Сообщение #4
Похоже на мутизи, сознательный отказ от речи. Отправьте на цпмпк и уже работайте опираясь на их заключение
Стасева Марина
г. Москва
Сообщений: 2
Четверг, 08.12.2016, 15:18 | Сообщение #5
Мутизм.
Храпова Алёна
Барнаул
Сообщений: 11
Пятница, 09.12.2016, 05:40 | Сообщение #6

Здесь я лично не соглашусь с коллегой Стасевой Мариной (с уважением). Давайте подумаем, что нам дает ПМПК: определяет образовательный путь. Да, специалисты дадут заключение, но только на основании того, что есть (обследования) и то, что видят. Но в заключении будет сказано больше о том, на сколько ребенок обучаем. И по какой программе ему обучаться. А цель в данном случае другая. Лечение ребенку ПМПК не назначит! А ему необходимо. Кстати, до ПМПК необходима консультация психиатра по м.ж.! 

Повторюсь, я клинический психолог. Работаю в больнице. Такие случаи в практике были неоднократно и диагнозы разные (например: аутизм, ЗПР, ЗРР, в т.ч. на фоне нарушения слуха или стресса, и неисключены новообразования в различных отделах ГМ, и пр. вариантов очень много.) Обследование необходимо!

 

Пескова Юлия
Шахты
Сообщений: 4
Суббота, 10.12.2016, 12:36 | Сообщение #7

Спасибо уважаемые коллеги за ответы и желание помочь!

На сегодняшний день: проведена психодиагностика, тестирование на аутизм, работа с выявлением и коррекция страхов "тест Страхи в домиках", Методтка "Кактус"  - показала, что ребенок отделился от внешнего мира и не хочет чтоб его сейчас трогали, он испытывает одиночество и тянется к домашнему уюту, к семье, но пока не готов им открыться

В семье ребенок испытывает стрессовые ситуации - очень боится строгого и порой жестокого обращения папы и потому, я думаю, он закрывается в своем мире

Маму любит, к ней тянется, но при том тоже боится и при ней вообще ничего не говорит А при дедушке, может повторить за ним буквы или некоторые слова

Мн видется некая обида на маму, на что - пока пока не пойму

В семье ситуация не однозначная, есть внутренний конфликт - дети родители

По психодиагностики выявлен средний уровень развития

Не плохо справлялся с поставленными задачами, довольно быстро проходил задания

Так что особых отклонений в равитии нет

Есть желание работать на наших встречах

Провожу занятия с мелкой моторикой, испольую арттерапию, а также занимаюсь по рабочим тетрадям " Я  говорю!" Коррекция Баряева, Логинова, Лопатина

Появилась положительная динамика  - ребенок повторяет за мной по пиктограммам предложения шепотом едва шевеля губами

Есть у мальчика ритуал,  он заходя в кабинет берет из игровой шарики пластмассовые и кладет их рядом с собой на стульчик

Еще для него принципиально важно чтоб все предметы вовращались строго на свои места

По поводу аутизма  - "Атек" предположил аутизм, а Оценочная шкала раннего детского аутизма отвергла это предположение

Слух, мама сказала, что проверяли - отличный

К психиатру и психоневрологу я порекомендовала обратиться - сказали посетят специалистов в ближайший месяц

Пескова Юлия
Шахты
Сообщений: 4
Суббота, 10.12.2016, 12:39 | Сообщение #8

Да, еще,  глазного контакта все таки избегает!

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Среда, 28.12.2016, 00:34 | Сообщение #9

Юлия, терпение и любовь. Если ребенок до травмы  говорил, то тело сохраняет память. Проговаривайте слова при движении.  Не бойтесь телесного контакта,  если ребенок на это  идет ...

Проведите совместную работу в песочнице ребенка и мамы... пусть мама отзеркаливает  его действия и звуки... можно использовать вторую песочницу с  безопасным местом, которая будет ресурсной....

Метафорически ребенок покинул дом-душа покинула дом....- испуг, ранняя травма. Проведите тест на привязанность  родителей.... Тогда будет  понятна обстановка дома. 

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Среда, 28.12.2016, 01:09 | Сообщение #10

Мое вербальное и невербальное послание ребенку - 

1) я вижу , что тебе трудно, но я хочу, чтобы твоя душа была здесь с нами, я знаю, что она слышит и понимает нас.

2) то, время когда ты испугался  было давно, сейчас ты  в безопасности .... и я хочу, чтобы ты был здесь с нами. Это можно проиграть в песочнице.... усилить в безопсном месте отщепленную часть души , потом вернуть  в настоящее время... Можно через сказку, но лучше действия .

Еще лучше, когда ребенок слышит это от мамы.

P/S  Тот же принцип работы с амнезией, афазией, комой.

Гузенко Светлана
Ревда
Сообщений: 4
Пятница, 17.02.2017, 11:37 | Сообщение #11

Пройдите нейропсихологическое обследование, нейропсихолог сделает функциональное заключение и подберет методы и индивидуальную программу коррекции и развития речи в вашем конкретном случае, чтобы работать не со следствием, а с причиной речевых нарушений. Результаты диагностики учтет ваш логопед, зная более глубокие причины проблем с речью, грамотный специалист подберет методику занятий.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 887
Воскресенье, 19.02.2017, 12:54 | Сообщение #12

Уважаемая, Пескова Юлия, не мучьте себя, не мучьте ребенка, не обнадеживайте его родителей, не верьте всяким "магам" с их "вербальными посланиями" и "невербальными посланиями". Направьте ребенка к специалисту. Это учитель-логопед. Его для этого долго учили. Коррекционная логопедическая работа - это не функционал педагога-психолога или психолога-специалиста.

 

 

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 887
Воскресенье, 19.02.2017, 14:08 | Сообщение #13

А вообще у меня вопрос к администратору "Виртуального клуба" точнее предложение.

Юлия Анатольевна, может пора перекрыть кислород для всяких личностей с амбулаторной паранойей? Мы им все равно не сможем помочь, врач-психиатр тоже, поскольку они не осознают своего страдания. А вот вреда для сообщества от них много. Не все психологи могут отделить "зерна от плевел". Давайте хоть мы с Вами будем это делать. За науку в России, за науку психологию в России стыдно. Этот портал, хоть и не так широко известен, но известен в других странах.

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Понедельник, 20.02.2017, 00:10 | Сообщение #14

Юлия, можно использовать лексический повтор (ЛП). Что это такое? Повтор слова или звука. ЛП есть в сказках , используется в логопедической практике. Но, как психолог , Вы можете ипользовать его иначе. Для регрессе к травме, причем регресс произойдет очень быстро.  Используется слово -основа. Например: мама. Вы просите проговорить несколько раз, потом ударный слог ма-ма-ма-ма.... звук... а..-а..-а .. Важно отмечать телесную реакцию... Если а...-аа. - это плач , то взять на руки.   Т.е. от слова надо перейти к  фонеме  - мельчайшей единице языка. 

Это поможет в работе с логопедом...

Подход основан на лингвистической теории Бодуэна де Куртенэ: "Фонема есть однородное, неделимое в языковом отношении антропофоническое представление, возникающее в душе путем психического слияния впечатлений, получаемых от произношения одного и того же звука".

Ассоциативный тест К.Юнга - потому и работает.

Работала с детьми от 5-ти лет, регресс происходит очень быстро.  Можно быстро прояснить инфантильные поведенческие реакции и защиты.  (ТЗГ- телесно-звуковой генезис)

 

Храпова Алёна
Барнаул
Сообщений: 11
Понедельник, 20.02.2017, 05:18 | Сообщение #15

С речью ребенка должен работать ЛОГОПЕД! А вот со страхами ребенка и его источниками нужно поработать психологу. Развитие нужно посмотреть со всех сторон (не только психолога, но и психиатра, невролога и пр. специалистов) тем более, если подозрения на аутизм все-таки есть! нельзя отвергать только потому, что "Оценочная шкала" отвергает. Надо наблюдаться у психиатра! И помнить, что мы не Боги и не можем знать и увидеть абсолютно все!!!

 

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Понедельник, 20.02.2017, 10:00 | Сообщение #16


Леониду Чупрову.  О чем подумает мировое сообщество? Российские вооруженные силы в очередной раз нарушили территорию, совершают авиаудары ... требуется эвакуация мирного населения.

 Форум - не справочное пособие, а пространство диалога. Тема "возвращения домой"  (поднятая на странице) - одна из важных  в психологии, культуре, да и на современном историческом этапе. Ее было бы интресно исследовать с разных сторон и разных точек зрения психологических школ.  В разных вариантах тема присутствует на различных страницах форума. Для диалога  нужен Другой.

 

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Понедельник, 20.02.2017, 10:01 | Сообщение #17

Алена, согласна, что совместная работа очень важна.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 887
Понедельник, 20.02.2017, 11:20 | Сообщение #18

Пескова Юлия. Еще раз прочитал Ваше сообщение. Если контактен (сам) с детьми - вопросов об аутизме не может быть. Надо подробно собрать анамнез состояния развития. Есть такие дети, которым родители мешают в развитии: просто не дают инициативы говорить.

Ребенка надо обследовать специалистам. 

Что касается Федоровой Галины, то, если после ее воздействия у ребенка наступил регресс - это уже не психологическя проблема. Это основание для привлечения к уголовной ответственности.

 

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Понедельник, 20.02.2017, 19:25 | Сообщение #19

В исследовании границ дома, как выхода за них, можно рассмотреть :

1.-случайность и испуг (описала выше);

2.-нарушенные, возможно жесткие  границы  в формировании родительского Я (и ребенка).

Здесь можно работать в той парадигме, которая вам ближе (нарушение  привязанности и др..). В любом случае, это возраст исследования  при надежной базе (теплой надежной привязанности). Арт-терапия, сказкотерапия... и др..

  

Федорова Галина
Санкт-Петербург
Сообщений: 8
Понедельник, 20.02.2017, 20:23 | Сообщение #20

В отношении языка интересны лекции Т.В.Черниговской. Таким образом, мы можем использовать положения лингвистической  концепции Бодуэна  в работе ("Фонема-психический эквивалент звука"),  поскольку речь (язык) основной инструмент в работе психолога. Фонема ,  в этом случае, представляет  канал связи с событиями и первичными защитами.

Такая методика подойдет в работе с аутистическими расстройствами, а также  с  СДВГ. Можно работать и с детьми, и со взрослыми.    

Страницы сообщений:  1  2

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!